- Предназначение быть Женщиной – Ольга Валяева и Алексей Валяев - https://valyaeva.ru -

Какое образование сделает ребенка счастливым?

Продолжение цикла статей о школе.
Первая статья – 
«Почему наши дети не ходят в школу» [1]
Вторая статья – «Мифы о школе» [2]
Третья статья – «В чем минусы современного школьного образования?» [3]
Четвертая статья – «Домашнее обучение как альтернатива школе» [4]

Давайте снова коснемся больной для нас темы образования. Когда мы критикуем современное образование, создается иллюзия, что мы вообще против любого образования. Но это не так. Детей [5] обязательно нужно учить – вопрос лишь в том, как, чему, где и когда.

Светское и духовное образование
Интересное разделение можно найти в истории Индии (уверена, и в других местах такое было, здесь мне очень нравится, как категории названы). Изначально образование в Индии было духовным. То есть ребенок не просто учился читать и писать, а он учился читать Священные писания, учил стихи из них же, спектакли ставились тоже на основе писаний, искусство – опять же на основе изображений Бога.

С раннего детства им рассказали истории о Боге, пели песенки – о Боге, сказки и те рассказывали из писаний, в каждой из которых огромный клад знаний. И до пяти лет ребенок имел право быть просто ребенком,  бегать, прыгать, играть и слушать сказки. Серьезное обучение начиналось позже.

Для этого, например, мальчиков старше пяти лет отдавали в дом уважаемого ученого, знатока писаний. Где ребенок не только изучал знания как таковые, но и постигал жизнь, становился самостоятельным и взрослым. Учился сам себя обслуживать, помогать другим, работать, трудиться.

То есть духовное образование – это не только «высокие материи» — это еще и то, что обязательно пригодится ему в жизни.

Ведь применение химии в жизни обычного человека – под вопросом, а вот одежду стирать и готовить себе поесть – придется.

Ребенку давали огромные знания о мире, но целостно – исходя из того, что это все принадлежит Богу. В центре мира – Бог [6]. Он всем управляет. Он все связывает. И знаний в священных писаниях гораздо больше, чем в наших учебниках. Например, в  Ведах есть целый раздел Ведической космологии, где очень подробно рассказано и о планетах, и о системах. Но это не просто «шарики висящие в космосе». Это наука о целостности системы и ее законах.  Точно так же вместо анатомии человека – аюрведа. Вместо изучения художественной литературы – священные писания. Вместо уроков хороших манер – истории из писаний со смыслом. Наука достижения богатства, наука построения отношений, наука ведения боя, наука формирования домашнего пространства (васту-шастра, от которой и произошел фен-шуй). И так далее.

Но главное — детей учили молиться, их вдохновляли Святые, о которых так много говорили и учителя, и родители. Некоторые дети в десять лет знали уже основные писания наизусть. Исходя из типа характера и направления деятельности, ребенку давали разные уроки. Воинов активно обучали именно воинскому искусству. Торговцев – искусству торговли. Не забивая голову лишним. Ремесленники большую часть времени совершенствовали свое мастерство рук. И ребенок знал, кем он хочет быть, что делать и как будет жить.

Так вот, потом, уже во время колонизации, появилось так называемое «светское образование». То, которое необходимо для светской жизни. Здесь уже больший выбор дисциплин – появилась и химия, и биология, и хорошие манеры.  Здесь всем дают все. А ты потом сам выберешь, что лучше. Именно светское образование пропагандировалось, как основное, и постепенно школы в Индии стали такими – светскими.

В них все еще изучали Священные писания, но – мимоходом. Скорее, как литературу или историю, чем как основу и базис.  Знание писаний никак не отражалось на то, возьмут ли тебя на работу. А вот физика уже имела значение… В некоторых местах Индии еще сохранились «гурукулы» – изначальные, духовные школы. Это школы для мальчиков со строгой дисциплиной, где все построено вокруг Бога. И я знаю родителей, отдавших в такие школы детей. Чаще всего они говорят, что теперь за будущее своего сына спокойны. Это вдохновляет.

Таких мест пока еще мало, они есть далеко не везде, и далеко не везде они работают так, как должны работать. Но интересно, что Индия тех времен была богатой и чистой страной, когда-то восхищавшей  Марко Поло. Он так описал ее в своих заметках, что Колумб мечтал попасть сюда, увидеть все это великолепие своими глазами.

Сейчас, когда в большинстве своем образование в Индии – светское, она стала совсем другой, в материальном понимании. Она утратила свой блеск, богатство, чистоту. В ней осталось еще много другого, — но это уже не так заметно с первого взгляда. Вирус западной цивилизации сбил ее с пути на какое-то время. Но уже сейчас внутри заметно, как она понемногу встает на ноги с колен, снова развивая духовные знания и обучая этому детей.

Обучение детей у славян

Но пример с Индией кому-то покажется спорным. Хорошо, давайте о нас. Если посмотреть на историю России, то и у нас это тоже прослеживается. Наши предки, славяне,  еще до прихода христианства, воспитывали детей на примерах Святых, много внимания уделяли почитанию Предков. Дети активно учились рядом с родителями тому, что им обязательно в жизни пригодится. Девочки – хозяйству, мальчики – ремеслам. Воспитывались дети в семье, не только папой и мамой, но и всеми существующими взрослыми – бабушками, дедушками, тетями, дядями, помогали в этом и старцы.

Мальчиков старше 8 лет обычно отдавали в «дома молодежи», где они постигали и основы воинского искусства,  и учились состязаться друг с другом, и продолжали углублять свое понимание мира под руководством старца. Чуть позже роль «дома молодежи» стали играть дяди, которые забирали племянников на воспитание на несколько лет. Папы и мамы обычно пристрастны в обучении своих детей и в оценках их деятельности.  Такой подход помогал мальчикам вырастать мужчинами.

Славянских детей так же учили исходя из их «варны» — направленности внешней деятельности. Как и в Индии, существовало 4 варны – волхвы (ученые), воины, купцы и ремесленники. И каждому типу образование давалось разное. В Индии  «варна» обычно определялась по рождению (из какой семьи ребенок),  в полгода ему проводили еще дополнительный тест, чтобы в этом убедиться. У славян определение ребенка в какую-то «варну» происходило в более позднем возрасте – лет в 5, исходя из его наклонностей, способностей и понимания жизни.То есть опять же – каждому углубленно давали именно то, что ему нужно согласно его типа, и то, что ему в жизни пригодится. Практически как сейчас – математический, гуманитарный, химико-биологический классы. Только тогда разделение было более грамотным. Ты не просто углублённо изучаешь что-то, ты развиваешься именно в том, с чем будет связана твоя жизнь, и тебе самому это понятно и интересно.

Учили жить в гармонии с природой, понимая целостность мира и главенство Бога [6]. Бережное обращение с природой, умелое пользование ее ресурсами, гармония с ней. Все это давало детям и гармонию внутри.

А девочек особо готовили для вступления в семейную жизнь и материнства. Девочка, прошедшая обучение, называлась «веста» — то есть та, которая ведает все премудрости семейной жизни и готова к ней. А та, которая ничему не научилась, называлась «невеста» — родители сразу сообщали, мол, ничего гарантировать с ней не можем. Ничему не научилась, ничего не ведает. Странно ли, что у нас сейчас все кругом невесты – и даже гордо носят это «звание»?

Первые школы в уже христианской Руси – опять же были при монастырях. И учили читать и писать ребятишек на основе Библии. Не было тогда такого количества книг разного формата. Наизусть учили молитвы. Писать учились, переписывая Библию.

И да, в то время Русь тоже была и богатой, и сильной. Например, рассказывается много историй, о том, как славяне выходили на бой безо всяких защит – просто в вышитых их женами рубахах. И не только побеждали, но и оставались целы и невредимы. Почему? Потому что девочек обучали таким искусствам – как на самом деле мужа защитить, как таким образом расшить рубаху, чтобы она служила мужу оберегом.

Сейчас у нас тоже процветает светское образование. На данный момент вообще в уродливой форме ЕГЭ и всего остального. Когда и цель самого изучения предмета непонятна, и куда этот предмет потом применить – тоже неясно. Такое образование отбивает у многих желание вообще читать книги и чему-то учиться.

И мне кажется, что одна из причин того, как мы живем сейчас, в том, что у нас нет духовного образования.

Совсем. И дома мы этого не делаем, и в школах, тем более, этого не происходит. Нынешние обязательные «Основы православия» часто подаются детям так, что отбивают все желание читать и изучать. Увы.

Почему же духовное образование необходимо (и не только детям)?

  1. Это база, на которую потом с пользой можно уложить что угодно.

Если есть духовное образование, человек уже не пропадет. На эту основу затем легче уложить все что угодно. Целостность восприятия мира сохранится. А любой другой предмет станет только инструментом, которым человек уже умеет пользоваться.

  1. Оно воспитывает характер.

То есть не просто дает какие-то обрывочные знания, а помогает формированию личности и характера, обучая что хорошо, что плохо, как жить, как строить отношения. В нем более здоровые критерии образованности, объективно понятные любому.  И характер – это не диплом, который можно потерять, подделать, купить и так далее.

  1. Это то, что ребенку всегда пригодится.

Такое образование поможет ребенку в его обычной жизни. Строить отношения – в том числе с самим собой, понимать себя, понимать других, слушать свое сердце, оставаться собой, сохранять связь с Богом. Это не инфузории туфельки, которых никогда в жизни и не увидишь.

  1. Оно вечно и не устаревает.

Разве может устареть знание о том, что мир един, и мы – его маленькая часть? Или могут устареть честность, искренность, трудолюбие, верность, целомудрие?  Такие качества всегда на вес золота. Особенно в современном мире, когда такого мало где найдешь.

  1. Оно не сбивает человека со своего пути

Оно позволяет оставаться собой и быть верным себе, развивать все то, что в тебя уже заложено свыше. Не бороться с собой, не насиловать самого себя, не делать как все.

  1. Оно дает ребенку именно то, что ему нужно.

Можно сказать, что мы даем человеку, который хочет пить, воду. Наконец-то не пытаемся его накормить солеными огурцами, жирной едой или чипсами. А протягиваем ему стакан чистой воды, полностью удовлетворяющей его потребности. В духовном знании есть все, что нужно ребенку и его душе. Оно отвечает  на самые главные вопросы его жизни, облегчая дальнейшие поиски и кризисы.

  1. Оно целостно.

Имея целостную картину жизни, ребенок воспитывается ответственным. В этой целостности для него все – и закон кармы, и то, что с другими нужно обращаться, как с самим собой, и бережное отношение к природе, другим людям, самому себе опять же, что тоже немаловажно. Если все это – единый организм, то и заботиться нужно обо всем. И о себе в том числе.

Это лишь несколько причин для того, чтобы задуматься о духовном образовании. И не только для детей, но и для самих себя – у нас ведь его не было и нет. А ведь может появиться – если мы сейчас об этом задумаемся. Для этого достаточно посмотреть нас себя честно и оценить то, что происходит в мире.

Что мы имеем сейчас?

Вот такие последствия того, что мы строим дом своего будущего без фундамента. Без самого главного – духовного образования.

И никогда не бывает поздно этим заняться. Найти ответы на все свои вопросы – для того, чтобы было что ответить ребенку, когда он спросит о том же самом. Дать ему пример собственной жизни [7]и собственного развития, чтобы он мог жить в этом мире более уверенно. Защитить его, насколько это возможно в материальном мире.

Продолжение следует…

Ольга Валяева [8] — valyaeva.ru