Домашнее обучение как альтернатива школе

Ольга Валяева - Домашнее обучение как альтернатива школе
Продолжение цикла статей о школе.
Первая статья – «Почему наши дети не ходят в школу» 
Вторая статья – «Мифы о школе»
Третья статья – «В чем минусы современного школьного образования?»

Когда-то мне попалась на глаза одна цитата, и в ней я нашла все то, что чувствовала о школе – и поняла, что об этом нужно говорить. Чтобы и другие, которые живут так, как принято, могли задуматься. Остановиться. Вдохновиться.

«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому всё устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения — его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания — ему они даются в готовом виде…

И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.»

 Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария) 

Я все время задаю себе один вопрос. Бог дал мне ребенка. Для чего? Для того, чтобы я занималась его светским образованием и учила его, как заработать деньги? Для того, чтобы я сдавала его как в камеру хранения куда-то и продолжала делать свои супер-важные дела? Для того, чтобы я гордилась его пятерками по химии? Для того, чтобы  он мне в старости стакан воды принес? Или чтобы им посуду мыть и в комнате убрать?

Или же ребенок дан мне для того, чтобы сперва я сама нашла ответы на свои внутренние вопросы, а потом рассказала ему? Чтобы я помогла ему взрастить в себе лучшие качества характера? В Шримад-Бхагаватам вообще говорится, что пока человек не уверен, что сможет избавить душу ребенка, приходящую к нему, от круговорота рождения и смерти, он не должен становиться родителем. Раньше вообще вот так серьезно вопрос ставился.

Поэтому для меня ценен каждый миг нашей жизни с детьми. То место, где они проводят больше времени, влияет на них сильнее всего. Люди, с которыми они общаются больше и глубже, определяют их ценности и путь. И я не хочу рисковать и засовывать детей в генератор случайных чисел под названием «школа». Это же не казино, чтобы смотреть, выиграла ты или проиграла, получилось или нет, оправдан ли риск. Ставки слишком высоки, чтобы ими так разбрасываться.   Для меня души детей важнее, чем система и правильность.

Когда-то я думала, что только у нас так, что где-нибудь школы лучше. Я ошибалась. Принцип везде один. И почти в каждой стране система школ устаревшая, полезного в них дается не так много, зато где-то психике ребенка наносится хотя бы меньший вред. Но все же есть единичные школы, которые вдохновляют. Школы, которые могли бы быть полезными. Школы, в которые я могла бы отдать своих детей, если бы такие были рядом.

Какие школы были бы полезны?

  • Школы с настоящими учителями.

Такими, как Шалва Амонашвили. Любящими детей всем сердцем, любящими свое дело. Счастливыми и гармоничными личностями, у которых есть чему учиться. Но много ли таких учителей?

  • Школы с раздельным обучение мальчиков и девочек.

Так всегда было раньше. И лишь сейчас, потому что это выгоднее, потоки объединили. Хотя учить их нужно разному и по-разному. Да и при наличии в классе человека другого пола учиться сложнее. Именно учиться. Да и сохранять целомудрие, и ясность ума – тоже.

  • Домашние школы.

Где несколько детей обучаются вместе, с любовью и пониманием их особенностей и различий.  Такие школы сейчас зарождаются. В них много любви, но к сожалению, слишком много и особенностей.

  • Духовные школы.
    Как это было еще несколько сотен лет назад – школы при монастырях, храмах, гурукулы. Этого знания и опыта сейчас мало. А нужно оно всем и ежедневно. Существуют воскресные школы, и это уже хорошее дополнение к обычному образованию. Но этого недостаточно – слишком редко и мало в сравнении с остальным. Скажу честно, в хорошую гурукулу я бы с удовольствием мальчиков водила – хотя бы год-два-три.
  • Школы мастерства.
    Музыкальные, художественные, танцевальные. Не в сегодняшнем их виде, конечно. Где дети собирали бы не по возрасту и району, а по интересам. Где им было бы радостно делать что-то вместе, делиться, обмениваться.
  • Школы будущих жен и матерей.
    Вот этого очень не хватает. Но такая школа и не может быть массовой, в большей степени такая школа должна существовать в каждом доме, где есть маленькая девочка. Но увы – маме же некогда заниматься ерундой, а дочь должна получить «нормальное» образование.
  • Школы настоящих мужчин.
    Место, где мальчики получили бы нужную физическую подготовку, знания, необходимые для жизни, и смогли бы развить нужные качества. Где же такие школы? Их практически нет.

Но есть и другая альтернатива школам. Домашнее, семейное обучение или анскулинг – жизнь без школы – новое, достаточно модное течение. Его можно организовать по-разному. У него есть плюсы и минусы. Давайте расскажу, как я это вижу.

Как можно организовать домашнее обучение?

  • Учителя, приходящие из школы каждый день

Есть такая возможность; я знаю, что многие ей пользуются. Такое бывает и бесплатно, если у ребенка есть проблемы со здоровьем.  Но уверена, что можно с теми учителями, которые вам нравятся, договориться лично.

  • Репетиторы по разным предметам

Можно по каждому предмету пригласить по учителю – выйдет в кругленькую сумму. Да и я не вижу в этом необходимости. Мне кажется, репетиторы нужны именно по самым любимым предметам, которые ребенку наиболее интересны.

  • Подготовка в течение месяца к экзаменам

Многие родители говорили о том, что годовую школьную программу ребенок в среднем может освоить за месяц-два интенсивных занятий. И в конце года сдает нужные экзамены. Когда все остальное время он делает то, что хочет, а потом – занимается с педагогом, например. Это будет дешевле, чем приглашать педагога каждый день, не так растянуто по времени, и остаётся возможность развиваться в других местах.

  • Сдать сразу  экзамены за много лет

Немногие знают, но в нашей стране вы можете прийти в школу и сдать экзамен за любой класс. То есть если вы никогда никуда не были прикреплены, но придете и сдадите сразу все нужные ЕГЭ, то вам выдадут аттестат. То есть можно не сдавать каждый год одно и то же под разным соусом, а сделать это лишь однажды. Хотя это требует больше осознанности от родителей.

  • Самостоятельно учить

Я знаю мам, которые сами берут учебники и проходят их с детьми шаг за шагом. Подойдет не всем, ведь даже уроки с детьми сделать – это испытание. А учить от и до – это же сколько терпения нужно!

  • Интернет-сайты для школьников

Я слышала уже несколько раз, что есть школы, в которых уже организовано обучение через интернет. Там у ребенка и задания, и планы, и экзамены. В зарубежных школах так уже много где, вот и в России встречается. А кроме того много сайтов для школьников, где они могут решать примеры, делать задания, получать практику и теорию нужных предметов. Тут, конечно, нужно очень аккуратно – в интернете ведь столько всего не очень полезного для детей.

  • Кружки по интересам

Это ответ, скорее, на вопрос о том, где брать общение и как вообще дома все время сидеть. Я за то, чтобы дети общались – там, где есть дети с такими же увлечениями. Например, художественные, музыкальные, хореографические школы и так далее, при условии, что ребенок сам готов туда ходить и ему нравится. Есть еще спортивные секции, творческие мастерские и другие менее «строгие» заведения, где все не настолько серьезно и сложно.

То есть выбирать любые варианты нужно исходя из ваших возможностей и потребностей ребенка. Чего хочется именно ему, что подходит именно вам, какие таланты у него есть.

Какие плюсы есть у анскулинга?

  • Гибкость.

Программа подстроена под ребенка, его интересы и способности.

Ребенок может выбирать, когда, чем и как глубоко заниматься. Главным становится он сам. То есть образование для ребенка, а не ребенок для образования.

Гибкость и графика, и программы.

  •  Возможность выбирать общение.

Может быть, ребенку гораздо интереснее дружить с теми, кто старше? Или наоборот с более младшими? Или с музыкантами, художниками?  Такая возможность есть, когда ты сам выбираешь свое общение.

  •  Минимум стресса для ребенка и родителей

Интересное наблюдение слышала от многодетной мамы, дети которой учатся дома. О том, что стресса в доме нет, с тех пор, как дети перестали ходить в школу. Больше нет утренней спешки, и вместо нее – семейный долгий завтрак, нет и необходимости детей усиленно будить, выгонять из дома. А дети при этом учатся! Еще и сами! Сидят, читают, решают задания.

  •  Не надо детей засовывать в некую формочку, которую непонятно кто придумал

Наши страхи “что люди подумают” очень сильно обостряются в школе, там о нас больше  всякого подумать могут, да и, конечно, подумают. Система для того и создана. На ребенка в системе накладывается много разных условий, многие из которых только кажутся разумными и правильными.

  •  Много свободного времени 

У ребенка высвобождается много времени. И вы можете сами решить, что с этим делать, чем он может заняться. Развитием способностей, талантов, или просто иметь время для того, чтобы побыть ребенком и просто поиграть. Многие родители сейчас убеждены, что свободное время – это плохо. Но гораздо хуже, когда его совсем нет с самых детских лет.

  •  Нет лишних сравнений и соревнований

В школе без этого никак. Худшие и лучшие, пятерки и тройки, кто быстрее – и так далее. Детей сравнивают по оценкам, способностям, приводят одних в пример, других в анти-пример. Дома вы можете без всего этого обойтись. И достаточно легко.

  •  Можно учить тому, чему хочется, и не бояться, что кто-то это испортит

Многие мамы говорят, что какой смысл учить ребенка нравственности, если в школе ему объяснят, что это – прошлый век? Точно так же любое духовное знание в школах будет обесценено.

Но если вы учите ребенка дома, то именно вы решаете, что основное, а что – дополнительное. И вы можете обращать больше внимания на то, что, по вашему мнению, в жизни ребенку пригодится больше.

Например, на кулинарию.

  •  Сохраняется любознательность.

Все знания ребенок получает именно тогда, когда он к этому готов. Ему правда интересно узнать, как и почему все это работает. Он сам ищет ответы на свои вопросы, спрашивает родителей, знакомых.

Интересный способ слышала от одних родителей. Детей у них много, поэтому очень важные вещи объясняются только кому-то одному и по секрету. А всем остальным говорят, что это тайная информация, и ей владеет только вот этот человек. И все. Они сами находят знание, добывают его, осваивают – и пользуются.

  •  Больше времени и внимания уделить тому, что нравится

В интернете есть одно интересное видео, подросток рассказывает о том, как он учится без школы. Его страсть – горные лыжи. И он через горные лыжи изучает все остальное, может ли нам такое прийти в голову? Нет. Как это связано? Причём тут горные лыжи? А для него они являются ключиком, запускающим его интерес и вдохновение, которые потом направляются на изучение других предметов. В школе тратить время на поиск ключика к каждому – некогда. Да и не рационально – как потом их всех учить? А дома – можно.

  •  Возможность кормить ребенка так, как вы хотите.

Кому как, но в обычной школе вегетарианцу непросто. Я знаю, я часто бывала в обычных столовых, где каждый пытается засунуть в тебя котлету. Питаться приходилось булками. Все остальное было мясным. Сейчас я могу кормить детей домашней, полноценной, вегетарианской едой в течение дня.  И при этом никакие добрые тети не могут их уговорить скушать колбаску.  Неплохой бонус анскулинга.

  • Время для спорта и творчества

Когда свободное время есть, его можно направить на важные вещи. Например, на спорт для мальчиков. На творчество и домашние искусства для девочек. Это все может стать обычным фоном жизни, а не исключительным занятием раз в неделю. Интересная вещь. Мне казалось раньше, что наши дети никаким спортом не занимаются. Мы ведь никуда их специально не возим, а потом удивилась. Каждый день они проводят в бассейне в среднем 4-5 часов. Иногда больше, иногда меньше. Они ныряют, тренируют задержку дыхания, пробуют разные стили плавания. Каждый день в течение уже нескольких лет. При этом, если ребенка дважды в неделю возят в бассейн в городе на часовые занятия (плюс еще час-два на дорогу туда-сюда), считается, что он занимается плаванием. Вот так обманывает нас собственный мозг.

  • Настоящие глубокие отношения

Когда ребенок учится дома, у родителей, вместе с родителями, ваши связи становятся сильнее и прочнее.

Вы просто чаще видитесь, чаще общаетесь, у вас больше совместных приключений и переживаний. И это очень положительно сказывается на ваших отношениях. Ребенок привязан к вам, а не к социуму незрелых ровесников. И это – здорово.

  • Ребенок учится жить в семье.

Обычный школьный ребенок жить в семье не умеет, ему там становится неуютно и непонятно. И контакта глубокого нет, да и привык, что развлекают, отвлекают, занимают. А в семье другие законы действуют. И домашнее обучение учит еще и тому, как жить в семье. Просто так учит, мимоходом. Но такому важному и полезному навыку.

  • Меньше болезней

Это очень важно для детей со слабым иммунитетом. Здоровье детей в школе всегда падает. Там процветают вирусы, бактерии, эпидемии в формате одной школы. Дети всем этим обмениваются, болеют, заражают друг друга. Когда ребенок учится дома, он гораздо реже болеет. Опыт многих семей это подтверждает. А кроме того здесь не придется «рисовать» липовые прививки, если вы их не ставите.

  • Вы сами выбираете, как подавать материал и где ставить акценты.

Например, зачем нужна ребенку биология, если там ничего не говорится о здоровом питании, режиме дня, о том, как о своем здоровье заботиться? Зачем ребенку изучать оторванную от жизни физику, когда можно познавать ее на примерах, ставя простые эксперименты? Вы сами решаете, какие книги ребенку нужно читать сейчас, какие потом, и вы можете ему объяснить, что классическая литература – это не руководство к действию и не эталон. Это просто истории, из которых можно сделать разные выводы. И да, вы можете помочь ребенку сформировать правильные принципы.

  • Возможность путешествовать  

Анскулинг открывает возможности путешествовать не только во время каникул и дольше, чем 2 недели. Возможность пожить в разных странах, зимовать в лете, изучать многие вещи не по книгам, а вживую, осваивать языки, изучать другие культуры.

Можно сказать, что ребенок так вырастет неучем. Но почему-то мне кажется, что на неучей больше похожи те, кто образованием настолько изнасилован, что книг в руки не берет и ничего не изучает сам.

Я знаю примеры детей, которые «поздно» начали читать – лет в 9 или 10. И за несколько лет потом осознанно перечитали не только школьную, но и углубленную программу. С полным пониманием того, что читают – и с огромным интересом. Одну такую девочку я никогда не забуду. Она так искренне восхищалась слогом Достоевского и его описаниями, такой неподдельный интерес и глубина! А ей было всего 13 лет. Я прочитала Достоевского лет в 15-16, и восхищение он вызвал далеко не сразу, а лет этак в 20. И кто из нас неуч?

Но вообще да, предвижу “восторги”. Хорошо этой Валяевой говорить! Сама-то с дипломом и аттестатом, а своих детей растит необразованными и бесперспективными!

Да, у меня и правда есть обычное образование. И даже высшее. Только чего больше мне это дало — пользы или вреда? Была бы я “глупее”, если бы в школу не ходила? А была бы здоровее?

Читать я научилась в 6 лет, еще до школы. Все любимые книги прочитала вне школьной программы и даже вопреки ей:  там ведь нужно было читать Чернышевского, а я увлекалась Лермонтовым. Лермонтовым, в школе которого проходили мельком, в отличие от того же Пушкина. И меня заставляли учить Пушкина, хотя я в это время продолжала учить Лермонтова.

Я нигде не пользовалась ни физикой, ни химией, ни историей, ни биологией, которые приходилось зубрить вместо того, чтобы рисовать, писать рассказы и гулять. С географией у меня все было очень плохо, и я в путешествиях открывала себе мир с нуля, или даже с минуса — вопреки школьным знаниям. То же самое было с астрономией – мир оказался гораздо интереснее, чем было в этом скучном учебнике. То же самое было с трудом — школа подарила мне такое отвращение к женским делам и рукоделию, что до сих пор мне это аукается. А ведь изначально  мне было интересно и готовить, и шить, и вышивать.

Да, в школе мне повезло с первой учительницей английского, и благодаря ей я язык полюбила. Но что было бы, если бы я дальше изучала язык с хорошей учительницей, в своем режиме и так, как мне интересно, а не долбила одни и те же темы вроде London is a capital of the Great Britain? Насколько лучше сейчас был бы мой язык? Особенно разговорный?

Как, кстати, и моя самооценка, которой так трудно пришлось в школе. Я ведь никуда толком не вписывалась со своей интровертностью.  А потом нашла себе образ «своего парня», делала то, что мне самой не нравилось ради того, чтобы получать общение людей, с которыми с тех пор больше не общалась ни разу…  То есть многократно саму себя за эти годы предала вообще непонятно ради чего.

Школа дала мне ощущение, что мир это ад, в котором надо выжить, что мужчины тупы, а женщины вероломны. Что всем на всех наплевать. Что таланты твои никому не нужны. Что быть собой это зря потраченное время. Что нужно зарабатывать деньги. И остальное не имеет значения. Что дружбы не существует. Что любовь – тоже сказки. Школа научила меня врать, командовать, ругаться матом, наглости и стремлению к оценкам вместо знания.

Сейчас у нас 90 процентов людей с образованием, из них больше половины еще и с высшим. И что? Счастливых при этом единицы, семей гармоничных тоже крайне мало, единицы и тех, кто сам себя нашел и реализовал. Зато с каждым годом все больше людей ищут свое призвание, предназначение и смысл жизни. И кто-то находит себя, а кто-то глушит боль собственной потерянности алкоголем, компьютерными играми и шоппингом.  Нужно ли нам такое образование? Или давно пора что-то менять?

И кстати, получить аттестат при необходимости в любом возрасте – несложно. А вот получить базу, которую можно заложить в семейном образовании, как-нибудь потом уже не получится. Увы.

Но чтобы вы не подумали, что анскулинг – это просто, хочу развеять ваши мифы. Он подойдет не всем. Далеко не всем. У него есть достаточно ощутимые минусы.

  • Ответственность только на вас.

Это самый главный и страшный минус. Строго говоря, она всегда на вас, это же ваши дети. Но в школе есть возможность всегда в чем-то плохом обвинить саму школу. Научили там ребенка плохому, испортили.  Дома это не пройдет. Все, что в ребенке есть – вложили вы сами.

  • Учиться самим жить иначе и иначе распоряжаться временем.

В привычной картине ребенка сдаешь куда-то на целый день и можно наслаждаться и делать свои дела. А как умудриться жить с ребенком, никуда его не сдавая? Как научиться ему доверять, оставляя его одного дома, например? Или как делать дела вместе с ним (что для него вообще может быть крайне полезно)? Родителям, которые сами учат своих детей, придется измениться. И достаточно сильно.

  • Учиться самим.  

Если ребенок учится дома, его родитель должен быть на шаг впереди. То есть мы сами не можем в своем развитии останавливаться, ведь необходимо подавать пример, вдохновлять. Мы должны отвечать на их вопросы, изучать, погружаться. Нет тех, на кого это можно спихнуть. Придется и самим становиться, наконец, образованными, а не пытаться таковыми казаться.

  • Сменить свои приоритеты.

Когда вы сами учите детей, вам нужно отказаться от перфекционизма, гонки за оценками, доводов «это просто надо и все». Вам придется избавляться от вашего собственного школьного багажа – и это будет непросто. Вам нужно будет пересмотреть и свою роль в жизни ребенка, и роль ребенка в вашей жизни. Это не так просто.

  • Принятие.

Вам потребуется огромное принятие. Потому что заставлять – легко, загонять всех в одну форму – легко. А видеть, что каждому ребенку нужно свое, и принимать это – трудно. Ждать, когда у ребенка появится интерес к чтению, сложнее, чем заставить его читать и писать. Принимать его неготовность изучать английский сейчас, сложно. Особенно, когда у всех дети давно уже его учат. Это очень трудно. Зато какой мощный тренинг получается!

  • Вас задолбят.

Все, кто отличается от большинства, получает повышенное внимание. И далеко не позитивное. Приготовьтесь к сотням вопросов, на которые никто не хочет слышать ответы,  к мрачным прогнозам, к тому, что вас назовут безответственными сектантами (странно, да? Сознательно выбирать обучение ребенка – это безответственно, а сдать в общую камеру строгого режима – это забота о его будущем). Вам расскажут, что жизнь ребенка вы губите, и так далее, и тому подобное.

Минусы достаточно серьезные. Поэтому я и говорю, что эта система не для всех. Многим было бы проще найти домашнюю школу, пересмотреть свой личный подход ко всему этому, например, не отдавать на продленку и не мучить уроками.  Но я уверена, что за анскулингом будущее. Потому что он способен раскрывать потенциал ребенка и укреплять его отношения с родителями.

Входя в анскулинг от отчаяния и не понимания, как иначе дать образование ребенку так, чтобы не покалечить в нем личность, вы выйдете из него совершенно другими людьми. Этот опыт изменит и вас, и ваших детей, и отношения с ними. Это настоящая трансформация, которая достаточно болезненна в процессе.

Таков наш выбор, и каждый делает его самостоятельно. Даже тем, что не делает его, тем самым все равно что-то выбирает. И хорошо, что сейчас для этого есть возможности. В интернете можно найти очень большой опыт родителей, чьи дети не ходят в школу. Прочитать и юридические аспекты, и психологические, и как учить, и чему учить. Но это все вторично. Было бы желание – инструменты найдутся. Вопрос лишь в том, что мы выбираем для своих детей сегодня.

Продолжение следует…

Ольга Валяева — valyaeva.ru

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмитe Система Orphus