- Предназначение быть Женщиной – Ольга Валяева и Алексей Валяев - https://valyaeva.ru -

Жизнь без школы

Очень часто спрашивают о том, как все же учатся наши дети. Мне кажется, свою позицию я обрисовала достаточно чётко. На сайте есть цикл статей про школу [1] и обучение в целом — они же есть в книге «Предназначение быть мамой». Так же был прямой эфир об этом и сейчас он лежит у нас на YouTube. Мне нечего особенно добавить. Прочитайте, посмотрите, там все достаточно конкретно, с вариантами, которые я вижу в этом месте.

Многим интересно, как это именно у нас, но я уверена на 100 процентов, что «как у нас» никому не подойдёт. Во-первых, потому что у нас много детей — они все время вместе и у них нет нехватки общения в принципе. Гораздо чаще встает проблема кому-то побыть одному – с самим собой. У детей есть и друзья вне семьи, друзья в разных странах. Они легко заводят знакомства. Поэтому страхи про социализацию – мимо.

Во-вторых, потому что мы много путешествуем все вместе, тем самым на практике изучая и географию, и биологию, и языки, и культуры. Мы ездим вместе в паломничества, святые места — и это тоже важно. После этого читать любой учебник про окружающий мир просто скучно. Мы учимся всему по ходу, по пути.

В-третьих, мы достаточно взрослые и автономные, нас не волнует, что скажет бабушка, мама, тётя и так далее. Наши родители уже знают, что бесполезно нам что-то «втирать», и даже не пытаются. Мы не спрашиваем их мнения об этом. Мы слушаем свое сердце и идем своим путем. Кроме того, они видят плоды такого воспитания.

В-четвёртых, выстроив свою жизнь достаточно гибко, мы проводим с детьми очень много времени. Я вообще весь день рядом. Мы много общаемся о разном, и папа в жизни детей [3] участвует активно, его всегда достаточно. Это тоже не каждой семье доступно – так выстроить жизнь.

В-пятых, они везде с нами — и учатся жизни на ходу, учатся общаться с разными людьми, узнают жизнь как она есть.

Хочется добавить про то, что мы все же живём не в России, и это ещё больше упрощает ситуацию.

Если же в семье один ребёнок или два с большой разницей, и вы просто сидите с ними дома — то это может быть не так весело и продуктивно.

Сил в любом случае в альтернативное образование вкладывать нужно даже больше. И ответственность не спихнуть уже не на кого. Никакую школу не обвинишь.

На данный момент наши дети изучают то, что сами хотят изучать. Так, как сами хотят, и сколько хотят. Мы не прикреплены ни к каким школам, не придерживаемся никакой программы, не сдаём никаких аттестаций. Можно назвать это анскулингом — есть и такое в нашем мире, хотя не все об этом слышали.

У нас был опыт домашних занятий с преподавателями по программе, чуть больше чем полгода, но мы закончили это, увидев, что дети учиться не хотят — и наоборот, теряют все то, что уже умеют. Матвей читал в 5 с половиной лет. Потом был учитель, который читать заставлял, причём читать правильно. После этого он год (!!!) не читал вообще и не трогал никакие книги для занятий (хотя раньше обожал). Сейчас читает сам. Без палки — ему самому хочется. Сам научился читать по-английски. И всем радостно.

Мы пользуемся разными пособиями и возможностями, которые интересны детям. Книги, тетрадки типа Кумон, обучающие фильмы, аудиокниги, музеи, Сейчас Матвей увлечён энциклопедией с Чевостиком — и ему интересно, он узнает много нового. Вчера это была космонавтика и астрономия. Сегодня слушали вместе про энергетику и ее связь с экологией. И глаза ребёнка горят. И домашних занудных заданий нет. И стресса минимум. И интереса максимум.

Материалов сегодня доступно очень много. Разные музеи, выставки, научные центры, приложения, обучающие сайты и прочее.

Матвей в шахматы играть любит, компьютер обыгрывать. Данька с папой в командировки ездит иногда, в Краснодаре был, помогал. Иногда мы с ними можем позаниматься чем-то — достать какие-то рабочие тетради с чем-то конкретным. Когда они этого хотят. Но чаще мы учимся по ходу. Возраст пока такой, что это несложно.

Кроме того, дети познают мир целостно – что немаловажно.

Даня всему учится через рисунки. Он рисует круглосуточно. Через рисунки учился писать, читать. Он любит музыку — и больше ему нравятся песни, чем сказки. Наверняка ещё ему более понятны слова в песнях на данный момент. И самолеты. Это страсть. Названия всех авиакомпаний знает, отличает их в небе — и авиакомпанию, и марку самолёта. С Даней у нас вообще другие задачи сейчас. Он очень умный парень, и быстро освоит все, что нужно, когда придёт время. А сейчас время работы с речью. Это приоритет номер один.

Более того, дети сами не хотят в школу. Матвей много раз видел ее в кино, мультиках [4], слышал в аудиосказках. Но не хочет. Да, мы думаем на Бали походить в международную школу 2-3 раза в неделю — чтобы закрепить английский, снять языковые барьеры, погрузить его в англоязычную среду. Но он пока против. Мы были на экскурсии, ему все понравилось, но ходить туда каждый день он не согласен. «А жить-то когда?!» — говорит. И я с ним согласна.

Я не знаю — и муж не знает, — что будет через год, два или три. Потому что в любой момент они могут захотеть пойти в какую-то школу или им захочется большей системности и погружения во что-то — и будут какие-то онлайн школы или что-то ещё. Может быть, у нас снова появится учительница — на этот раз душевная, которая будет иногда приходить домой так, чтобы это всем было в радость. А может быть, все останется как есть.

Мы не категоричны, не отвергаем систему образования в принципе. Мы открыты тому, что происходит. Сегодня это происходит так.

Что будет завтра — я не знаю. Но то, какими растут наши дети — меня неизменно радует. Адекватные, свободные, слышащие себя, без каких-то комплексов, открытые, умные, коммуникабельные. Классные.

И умоляю, не надо про аттестаты и прочее. По закону РФ любой человек в любой момент может прийти и просто сдать ЕГЭ и без промежуточных аттестаций. Во многие вузы мира берут людей, которые не учились в школах, после вступительного тестирования — и без аттестата. Не факт, что дети вообще захотят идти в какой-то вуз, что через 15 лет эти вузы и корочки [5] будут кому-то нужны.

Есть очень крутое исследование о жизни анскулеров, которое меня лично вдохновляет. О том, как дети, выросшие без школы, построили дальше свою жизнь. Кто-то поступил в институт, кто-то развивался в своей теме без корочек, только на профильном обучении, кто-то углубился в творчество. Жизнь без школы есть. Так тоже можно. Вот главное открытие для меня – а что, так можно было?

Опять же, наша жизнь сильно отличается от того, как обычно живут люди, и я уверена, что наш путь подойдёт далеко не всем. Если вообще кому-то подойдёт. Поэтому от вас я и не ожидаю ничего такого.

Но я точно уверена, что родители вправе решать, как обучать своих детей и чему. И также дети вправе принимать участие в принятии таких решений. И в обычной школе можно учиться с удовольствием и пользой — если у родителей все в порядке с головой. И альтернатив школе сегодня много. Если просто допустить, что можно и по-другому.