Очень часто я встречаю людей, которые не знают, чего хотят. Особенно в плане деятельности, призвания.
Я очень хорошо их понимаю и чувствую. Когда-то я заканчивала математический факультет, бредила психологией, а устраивалась на работу менеджером. Мне казалось, что психология не может быть моей работой (я ничего не знаю, не умею, денег в этой сфере нет).
Связывать жизнь с математикой я тоже не хотела – и так пять лет своей жизни посвятила детальному ее изучению. Менеджер по персоналу – это был компромисс. Сделка с совестью и мечтой.
Этот компромисс не сделал меня счастливой. После работы я снова бежала (точнее, летела) к своим психологам. И встретив мужа, я завязала с этой профессией и карьерой.
У меня всегда было много разных интересов и хобби. Мне многое нравилось. Но недолго. Так я успела походить в школе во все кружки. По две-три недели. И никак не могла найти свое место. Там, где мне нравилось, было «бесперспективно» по словам моей мамы. То, что было перспективно, не вызывало ничего, кроме отвращения.
И так это продолжалось долго.
После того, как родились дети, мне захотелось отдыха. Отдыха от бытовых будней. Хотелось какой-то самореализации. И я долго думала – а чем заняться?
Например, можно было бы стать консультантом по Фэн-Шуй. Это денежно и интересно. Но не настолько, чтобы по ночам читать книги об этом и придумывать новые варианты.
Можно было бы открыть магазинчик детской одежды. Думаю, я бы справилась. Но мне было бы скучно.
И так далее. Вариантов у меня было много. Разных. Но ни от одного душа не пела.
Сейчас я понимаю, что выбирала я неправильно. Что я сразу пыталась найти то, что мне нравится, и чтобы это стоило каких-то денег.
Сейчас, когда у меня растут дети, я понимаю, что очень многое закладывается именно в этом возрасте. И об этом я хочу поговорить сегодня. О тех мифах, которые мешают нам воспитывать детей и развиваться самим. Которые встают на пути между нами и нашим призванием.
Это применимо не только к нашим детям, но и к нам. И никогда не поздно начать об этом думать.
Миф 1. Нужно подтягивать то, что плохо
Вспомните картины своего детства – или детства знакомых. Допустим, есть мальчик, который обожает математику, но имеет большие проблемы с русским языком. Перед выпуском и поступлением родители нанимают репетитора. По какому предмету?
Обычные родители выберут русский, и начнут его усиленно подтягивать. И ребенок будет много часов в неделю посвящать тому, что ему не нравится и не дается.
Зачем? Неужели мы должны быть гениями во всем? Но ведь именно этого и добиваются родители.
Представьте другой вариант. Можно нанять репетитора… по математике! Но с ней же вроде и так хорошо? А можно еще больше углубиться в то, что любишь. И выигрывать олимпиады, например. А потом легко поступить на математический факультет. И так далее.
В университете я подрабатывала репетитором. Я занималась со школьниками математикой и английским. И все мои ученики ненавидели те предметы, которые я им давала. Я старалась привить им если не любовь, то хотя бы симпатию. Но это было бесполезно.
До сих пор помню семиклассника, мама которого была недовольна тройкой в четверти по алгебре. Он регулярно сбегал с уроков – то есть я приезжала, а его не было дома. Мама ругалась. Оставляла подруг его караулить. Бесполезно. При этом у нас был с ним хороший контакт. И на мой честный вопрос — что происходит, он честно ответил.
«Я обожаю хоккей. До 7 класса я играл в сборной района, потом меня позвали в городскую сборную. Но тут маму переклинило, что пора браться за ум. Хватит махать клюшкой, пора получать пятерки. И она перестала оплачивать занятия. Я ненавижу математику. Из-за нее я лишился самого главного в жизни».
Это перегиб? Да, возможно. Но ведь такие перегибы кругом.
У нашего старшего малыша проблемы с речью. Поэтому одно время он каждый день занимался с логопедом по 2-3 часа. Каждый день. Он очень уставал, но мы не отступали.
В этом есть позитивный момент, и сдвиг есть, и много чего положительного. Если бы не одно наблюдение. Самый большой скачок развития происходит у него после летнего отпуска. На море. Где он много и с удовольствием плавает. Он любит плавать. Он готов сидеть в море целый день.
А вот в городе почему-то у нас находятся время и деньги на логопедов, но не находится ни того, ни другого для бассейна. Точнее, не находилось.
Сейчас мы решили иначе формировать его расписание и ритм жизни. Мы отказались от рутинных изматывающих занятий в пользу того, что он любит и что у него получается. И прогресс пошел более широкими шагами.
Мы часто ведь то же самое делаем и с собой. Пишем списки своих недостатков и начинаем над ними работать. Избавляемся от своих особенностей, слабых мест и так далее.
Тогда как можно начать с того, чтобы увидеть свои сильные стороны – и усилить их еще больше. Этот процесс, поверьте мне, в миллионы раз приятнее и эффективнее.
Миф 2. Надо заниматься только тем, чем можно заработать
Мой муж очень творческий человек. Он любит играть на гитаре, играет в баскетбол. Но до сих пор у него иногда всплывает убеждение, что не стоит этим заниматься, ведь на жизнь этим не заработать.
Если бы такой идеи придерживались Майкл Джордан, Фабио Каннаваро, Лара Фабиан – и другие талантливые люди, то в мире не существовало бы много прекрасных вещей и событий.
Даже если хобби не станет источником зарабатывания денег, оно даст много вдохновения и творческой энергии. От занятия любимым делом мы заряжаемся, словно аккумуляторы. И гораздо проще вести балансы бухгалтеру, который воскресными вечерами занимается декупажем по разным поверхностям.
Заниматься надо тем, к чему тянутся руки, сердце, голова. Я, например, не могу не писать. Хотя никогда не думала, что этим можно что-то зарабатывать. А мой муж отлично играет в баскетбол и душевно поет. Это не приносит ему денег. Зато дает разрядку и вдохновение для остальной деятельности.
Многие мои знакомые просто делали то, что любят, — вязали, вышивали, шили, плели мандалы… И вдруг это «хобби» стало основным делом их жизни. Если, конечно, слово «вдруг» тут уместно. Потому как каждый день до этого «вдруг» они занимались тем, что любят и вкладывали туда душу. Не ради денег. А просто так.
Миф 3. Само что-нибудь вырастет
Есть родители, которые считают, что не нужно ничего сверх обычной программы. Школа есть – и нормально. Любишь футбол – для этого есть физкультура. Нравится математика – сиди и решай примеры. Любишь читать – иди в библиотеку.
С одной стороны это развивает самостоятельность. Но с другой стороны ребенку не хватает поддержки.
Любой ребенок, делая что-то, сразу смотрит на папу и маму. И если они не проявили радости или гордости (или чего-то отдаленного похожего), варианта обычно два. Перестать заниматься этим. Либо продолжить доказывать.
Слишком многие сдаются. Сдаются не от колких комментариев или трудностей. А просто потому, что не чувствуют поддержки.
Не обязательно инвестировать большие деньги. Гораздо ценнее – ваше внимание и время. Ведь можно платить за футбольную секцию и покупать самые классные бутсы. А можно по выходным ходить болеть за ребенка на стадион во дворе. И не всегда первый вариант лучше. Скорее даже, наоборот.
Часто мы и к себе так же относимся. Пусть таланты сами проявятся, пусть дело наше само найдется. Пусть с неба упадет Дед Мороз и подарит пятьсот эскимо. Но у Бога нет других рук, кроме наших. И если мы сами на себя плюнули, сами свои таланты зарыли в землю – то кто виноват?
Миф 4. Поздно уже. Время упущено.
Допустим, вы поняли, что уже долгое время идете не туда. Что делать? Сдаваться? Ведь половина жизни уже позади…. Ни в коем случае!
Ведь тогда и вторая половина жизни пройдет зря. Это здорово, что вы поняли это сегодня, а не через сорок лет. У вас есть еще время, возможности, шансы.
Помните, никогда не поздно. Пока ваш час не пробил, пока вы еще живы – не поздно.
Я помню историю об одной женщине, которая всю жизнь мечтала стать доктором. Но бросила обучение в молодости из-за работы. Ей нужно было зарабатывать деньги, и учеба никак не вписывалась в ее жизнь. Потом она родила детей – четверых подряд. Потом она их воспитывала. А потом ей показалось что поздно….
Но в шестьдесят лет она набралась смелости и вернулась в колледж. Ей было трудно учиться с молодежью, но не было ни одного сокурсника, который бы ее не уважал.
Она закончила колледж, университет. И стала самым замечательным доктором. До 85 лет она помогала людям и чувствовала себя цельной.
Легко ли ей в 60 лет было учиться с двадцатилетними? Сомневаюсь. Были ли у нее страхи на тему: «Да кому я такая старая нужна»? Скорее всего, да. Но стоил ли результат этих мучений? Абсолютно точно — да.
Никогда не поздно. Не отказывайтесь от себя и своего пути. Не предавайте самое дорогое, что у вас есть.
- Развивайте и улучшайте то, что вам нравится
- Занимайтесь тем, что любите, а не ищите прибыльное дело
- Не забрасывайте себя и свое призвание!
Я желаю каждому человеку в мире найти свой путь и свое дело.