Мы привыкли мерить жизнь и людей категориям или-или. Или один круче, или другой. Или один прав, или другой. И семья всегда держится или на нем, или на ней. Никак иначе. Поэтому, кстати, нужно бороться с мужем и стараться быть круче него. Но настоящая семья — это единство нескольких людей, когда каждый на своём месте, без конкуренции и измерений, кто сделал больше, кто меньше. Каждый на своём месте.
Вот скажите, глаз круче, чем ухо? Или желудок важнее почек? А мозг или сердце лучше? Странно, да? Жить и без глаза, и без уха — непросто. Жизни ни без мозга, ни без сердца нет. Так и в семье. В нормальной семье и муж, и жена — важны. Каждый делает свою работу. Находится на своём месте. И тогда всем хорошо.
Например, я чемоданы собираю и разбираю, а муж их таскает. Все честно, и все довольны. Или муж приносит продукты, а я готовлю еду домашним. Что важнее? Могу я готовить, если он ничего не принёс? Может ли он накормить семью, если я не готовлю? Может, но не долго и не всех (во всяком случае в нашей семье). Мой муж хранит документы, деньги, а я — детей. И каждый занят, и каждый на своём месте. Если я с сумкой, в которой все самое важное, мне уже сложнее гоняться за малышами и собирать их в кучу. Я легко могу забыть где-то эту самую сумку — хотя лучше сумку, чем детей.
В настоящей семье каждый на своём месте. Да, на какое-то время мы можем подменить друг друга тем или иным способом — все-таки я могу путешествовать и без мужа, но с мужем-то проще и приятнее. Муж может кормить детей и без меня — в кафе сводить. Но недолго, потому что все захотят маминой каши. И нет того, кто более важен, а кто менее. Все важны, когда на своих местах.
Семья это не «или-или», семья — это «вместе». Семья — это про командую работу, про единство противоположностей, про «мы», а не про «я-я-я».
Семья не может быть счастливой, пока мы все измеряем через «я». В современных семьях же понятие о том, где чьё место стерто. Гендерное равенство, которое активно пропагандируется. Мол, пусть мужики моют пол, а женщины пашут вне дома, потому что иначе нет справедливости. Но справедливость не в том, чтобы все делали одно и то же. А в том, чтобы каждый исполнял свой долг. Пусть неидеально, но лучше исполнять свой, чем в совершенстве чужой. Об этом очень хорошо сказано в Бхагавад-Гите.
Вот только мы сейчас вдохновлены идеей о том, что никто и никому ничего не должен. Хотя каждый видит ее так: «Я никому ничего не должна и буду делать только то, что хочу. А вот все остальные мне должны и пусть только попробуют не дать!». А стоило бы думать о том, что нам никто ничего не должен, акцентируясь на своем долге.
Мы превратили заповедь «относись к другим как хочешь, чтобы относились к тебе» в «относитесь ко мне так, как хотите, чтобы я относился к вам».
Мы мыслим категориями кто и чего и сколько нам должен, умалчивая и оставив на потом список того, чего и кому должны мы сами.
Вместо того чтобы учиться принимать других такими как они есть — а это единственное что мы реально можем, мы требуем принятия. Говорим — давай ты принимай меня такой! Я меняться не буду! Полюби меня такой, какая я есть! А вот ты изменись, чтобы мне тебя любить было проще!
И ярче всего это проявляется в семье, где мы частенько видим единоборство, где муж пытается усмирить жену, а жена – пытается чего-то ему доказать. Где оба меряются не скажу чем (хотя у женщины по идее этого не должно быть). Где обязательно должен победить кто-то один, а второй – проиграть. Где каждый занят своим эгоизмом… Разве это семья?
Нет в семье тех, кто плохой, и тех, кто хороший. В семье все хорошие – или же все плохие.
Нет тех, кто лучше и нет тех, кто хуже. Все одинаковые.
Нет тех, кто победил, потому что если хоть кто-то победил, то проиграли все.
Все на своих местах. У каждого свое почетное место. У каждого свой круг забот и обязанностей. У каждого свои задачи.
Семья – это единство совершенно разных личностей, которые выбирают быть вместе. И делают этот выбор каждый день.
Семья – это не «или-или», семья – это вместе.