В первый год жизни ребенок проходит огромный путь в своем развитии. Он рождается маленьким комочком, который почти все время спит, не ходит, не говорит, его органы чувств сперва несовершенны – он воспринимает информацию как огромный суп, не различая в нем отдельных ингредиентов. А к концу первого года он превращается в настоящего человечка, чаще всего уже бегающего, начинающего болтать по-своему, выстраивающего отношения с близкими и с этим миром.
Удивительно ли, что первый год в жизни ребенка и родителей такой трудный наполненный кризисами? Удивительно ли, что так трудно нам приходится именно в эти моменты, когда ребенок кричит, плачет – а мы не понимаем что с ним происходит? Он не может нам ничего объяснить, показать, мы не можем осознать, почему он кричит? Вроде все как обычно, как вчера и позавчера, а ребенок – другой.
Честно скажу, в первый раз меня все это выводило из себя. Что я вообще не понимаю, что происходит, почему он вдруг становится ручным и плаксивым без особых на то причин. Почему то, что вчера работало, уже не работает, почему он вдруг так плохо спит, почему вдруг начинает столько есть – и так далее. И однажды я для себя открыла одну книгу, которая лично мне очень помогла. И я хочу рассказать о ней вам, потому что она может и вам помочь понять, что происходит с ребенком.
На русском языке она выходила под названием «Капризничает – значит, развивается», авторы ее — Хетти Вандерейт и Франс Плой. Ее любительские переводы есть в сети. Эта книга основана на исследованиях ученых, изучавших развитие мозга ребенка в первые полтора года жизни. И они обнаружили, что несколько раз за первые полтора года ребенок проходит «скачок роста». Каждый скачок обусловлен новыми навыками ребенка и новой информацией, которую он начинает получать из мира. И в этот период с ребенком становится сложнее.
Дети развиваются именно скачками, не постепенно, не каждый день по чуть-чуть, а скачками раз в несколько недель. Каждый скачок – болезненный. Потому что на ребенка вываливается ушат новой информации, новых ощущений, новых эмоций, навыков. И ему нужно время, чтобы во всем этом разобраться, не пугаться нового – и учиться новому.
Поверьте, если бы на вас вот так сваливалось такое количество абсолютно нового для вас, вы бы тоже капризничали, и еще как! Если даже взрослые женщины во время ПМС не могут себя контролировать, хотя все знают и понимают, то чего мы ожидаем от крохотного человечка, который пока еще даже не понял, куда он попал и зачем.
Как проявляются скачки роста у детей до года?
Почти каждый кризис вы наблюдаете одно и то же:
- Ребенок становится более капризным
- Он все время хочет находиться на руках
- Он не выносит даже минутной разлуки с матерью
- Он может есть хуже – или наоборот, все время висеть на груди
- Он хуже спит, тяжело засыпает и пробуждается очень быстро
- Он часто плачет, хотя причины для этого вроде нет
- Тяжело переносит перемены места, новых людей рядом
- Не дает вам ничего делать дома
Очень часто это раздражает и выматывает. Мамы очень устают, и кажется, что для себя не осталось ни минуты. Потому что нам кажется, что мы всего лишь идем в туалет на три минуты. А ребенок не понимает пока, что такое три минуты, где этот туалет. Для него вы исчезаете вдруг на целую вечность. Как говорится в этой книге, для ребенка мама, которая ушла в туалет, то же самое, что мама, которая уехала в Китай. Время, и расстояние детьми ощущается иначе. Совсем по-другому.
Они действительно постигают этот мир с нуля. Все, что для нас привычно и понятно, для них – ново, совершенно ново, непонятно, неизвестно. А значит, все это пугает. Когда вам страшно, что вы делаете? Забиваетесь под любимое одеялко? Или в грудь любимого мужчины? Или сворачиваетесь в клубочек?
Все это объединят фактор безопасности – от страха мы бежим туда, где чувствуем себя безопасно. То же самое делают и дети. Просто они чувствую себя безопасно пока только у нас на руках, они пока не могут доверять всему остальному миру, слишком уж быстро он меняется.
Представляете, когда ребенок рождается для него весь мир – это единая мешанина всего: звуков, запахов, цветов. Он воспринимает все именно так, не различая отдельных компонентов. А потом все вдруг меняется – и на него сваливаются ощущения из разных органов чувств в огромном количестве.
Вместо среднего гула – появляются голоса, звуки, шумы, разной тональности, высоты и качества. Появляются миллионы разных запахов, которые атакуют его обоняние, цвета терроризируют его глаза. И он не может пока понять, что с этим делать, как этим управлять, как сортировать, как фильтровать.
А мы уже все это умеем, много чего мы даже не слышим, не видим, не ощущаем. Для нас любой день – обычный. Он уже не пугает, не настораживает. Нам все понятно, известно. Мы знаем, что это – машина проехала, это кружка упала, так пахнет чеснок, а ярко-красного цвета – шторы в магазине. Мы знаем, что такое прикосновение – это нежность, а такое – боль. Нам понятно, что такое ветер, солнце, вода. Мы знаем, какие люди рядом с нами, понимаем, как с ними общаться, мы примерно понимаем их отношение к себе. Мы уже выучили правила этой игры. А дети – еще нет. На них это наваливается, накрывает их с головой, сметает словно лавиной. И им нужно время, чтобы в этом разобраться. Время и наша поддержка.
Кризисы развития ребенка по неделям
Какие кризисы дети проходят (возраст указан примерно, обычно кризис длится от 2 до 4 недель):
- 5 недель
- 8 недель
- 12 недель
- 19 недель
- 26 недель
- 37 недель
- 46 недель
- 55 недель
- 64 недели
- 75 недель
Вы можете найти эту книгу и почитать подробно о каждом из кризисов, что в этот период ребенок чувствует, какую информацию обрабатывает, какие навыки осваивает. Там же есть рекомендации о том, какие игры в этот момент могут ребенку помочь в адаптации. Пересказывать всю книгу бессмысленно. Расскажу вам о том, как мы можем ребенку – и себе – помочь и облегчить этот период.
Как пережить кризис первого года у ребенка?
Наше реагирование на все кризисы должно быть всегда одинаковым. Понять, почему ребенок капризничает (он просто растет)
- Знать, что это закончится. Потерпеть обычно нужно от двух до шести недель. И конечно, не все это время будет совсем трудно. Иногда чуть полегче, иногда нагрузка будет пиковой. Но тут как и в родах, знание помогает. Если вы понимаете, что это ненадолго, жить становится проще
- Как можно больше носите ребенка на руках. Рядом с вами он чувствует себя в безопасности. Вы – его тихая гавань, он полностью зависим от вас. Как бы вам этого не хотелось, в этот период ни папа, ни бабушка не смогут вас заменить вашему малышу. Ему нужен ваш запах, ваш вкус, ваше тепло.
- Позаботьтесь о своей наполненности. Малыш зависит от вашего состояния. Чем спокойнее вы сами, тем спокойнее и ребенок. Если же вы раздражены и истощены, капризов будет больше, а ваших сил – еще меньше.
- Наберитесь терпения и сил. Ребенок над вами не издевается, ему действительно трудно и тяжело. Если вы это понимаете, вам обоим будет лучше. Хорошая мантра для мамы – «Это временно!»
- Отложите на некоторое время все дела. Вообще все, кроме ребенка. Можно договориться об этом с мужем – мол, у малыша кризис, извини, если на ужин несколько недель будут пельмени. Муж поймет, если вы сможете ему все объяснить. Ребенок вырастет, дела никуда не убегут. Все остальное может подождать. Если же вы в это время будете пытаться жить как раньше и успевать все, это лишь сделает вас более раздраженной и напряженной.
- Разговаривайте с ним – ваш голос будет его успокаивать. Он этот голос слушал еще в те времена, когда был внутри вас. Вы можете обнаружить, что есть песенки, которые малышу нравятся, которые возвращают его в хорошее состояние.
- Освойте слинг (или другой вариант переноски ребенка на себе)– в кризисное время вы можете таким образом держать ребенка «на руках», имея руки свободными. И дела сделаете, и малыш будет доволен.
- Отдыхайте вместе с ним. Вы можете заметить, что он спит лучше, если вы спите с ним рядом. Отложите все, вам нужно набраться сил для того, чтобы выдержать непростой период. Просто лягте рядом с ним и поспите немного. На пользу пойдет вам обоим.
- Делайте все вместе. Идете в ванну – возьмите его. На кухне, занимаясь бытовыми вопросами, возьмите и его с собой – в слинг или в качельку. Берите его с собой в магазин, если вам туда очень нужно. Хотя лучше отказаться от дополнительной нагрузки на его психику, но если иначе никак – берите с собой, в слинге он может ничего и не заметить.
- Просите помощи. Причем помощи именно бытовой. Чтобы кто-то помог вам убраться, приготовить, постирать. Бабушки часто стараются дать вам отдохнуть, забирая ребенка, только это проблему только усугубит. Даже если ребенка оторвут и успокоят, потом он в вас вцепится с удвоенной силой. А вот бытовая помощь вам очень пригодится. И лучше договариваться сразу – какая именно помощь вам нужна.
И не драматизируйте ситуацию. Когда вы понимаете, что с ребенком, вам самой проще реагировать. Мне вообще кажется, что для каждой девочки изучение возрастной детской психологии – дело обязательное. Вот уж точно в жизни пригодится и на многое повлияет, в отличие от химии или зоологии. Есть же еще кризисы одного года, двух лет, трех лет, семи лет, подростковый кризис, а там и до кризиса среднего возраста недалеко. Если вы все это будете изучать и понимать, что происходит внутри маленького и большого человека, вам самой будет легче. Да и помочь своим близким сможете вместо того, чтобы лишь наблюдать со стороны их мучения.
Пожалуй, такое образование девочкам действительно очень нужно.