Современный век можно назвать не только веком раздоров или машин, но и веком потребительства. Лучшее развлечение для нас – это шопинг. Люди потребляют не только вещи, но и впечатления. Разные парки аттракционов, кино, театры, путешествия (не всегда чистое потребительство, но часто). Люди потребляют и друг друга. Меняют супругов как перчатки, обращаются с детьми, как с вещами, которые можно сдать на хранение, сдают престарелых родителей в специальные учреждения, друзьями тоже давно никто не дорожит.
Теперь пришла и другая мода. На духовное потребительство. Когда-то эта тема была для нас закрытой и запретной. А потом на нас обрушилось такое разнообразие, что голова кругом. Оказалось, что в Бога можно верить по-разному. И по-разному развиваться духовно. Можно разные книги читать, разные практики пробовать. А еще можно ходить туда-сюда и там слушать, и там читать, и вот это пробовать.
А можно еще какую-то свою религию вывести – взять оттуда, отсюда все, что нравится, убрать все ненужное. И считать себя при этом высоко духовным человеком. Со временем можно, кстати, и самому Богом стать (а что?).
А еще можно менять религию каждые полгода – как только надоест и станет скучно. Как только с тебя в религии начинают чего-то требовать, раз – и прыгаешь в другую. Где тебе пока только радуются. И в этом же месте можно начать говорить, что твоя прошлая религия – это кошмар! Скорее всего, за такие слова тебя будут еще больше уважать и ценить. Пока и тут не надоест.
А еще можно к Богу относиться как к банкомату. Ты ему – молитву сквозь зубы, он тебе – деньги, мужа, детей и счастье. Ты ему снова взятку в виде молитвы – он тебе снова блага, которые тебе нужны. Удобно же!
Можно носить атрибутику какой-то веры, например, крестик или кхантималы, но при этом вести себя совсем не по-христиански и не по-вайшнавски. Я вот как-то видела высоко духовную девушку, выходящую из храма и пинающую бродячего пса, который лежал у нее на пути.
Христос, отпуская грехи, говорил: «Иди и не греши больше». А мы почему-то услышали, что сколько ни греши – отпустит. Поэтому можно исповедоваться и потом снова идти делать то же самое. До следующей исповеди. Все равно все спишут.
Мы не готовы отнестись серьезно к выбору своего духовного пути, не готовы погружаться глубже и изучать правила и предписания.
А ведь каждый путь состоит из труда и следующих за этим пряников. Мы привыкли получать пряники быстрее и проще, и не готовы ждать и терпеть.
А ведь этот выбор стоит делать сердцем, включая еще и разум. Все ли понятно? Все ли созвучно? Готовы ли вы следовать путем таких аскез и практик? Отзывается ли ваше сердце в ответ на такие молитвы? Понимаете ли, о чем они? Нравятся ли вам люди одной с вами веры? Комфортно ли с ними? Хочется ли общаться глубже и ближе? Читаете ли вы свои писания? Понимаете ли, о чем там написано? Готовы ли консультироваться с теми, кто понимает? А главное, готовы ли вы все это практиковать?
Бхактиведанта Свами говорил о том, что люди пытаются использовать религию для своих целей, не желая при этом реально менять свою жизнь.
«Мы не можем просто принять ту часть писаний, которая нам нравится, отвергая ту, которая нам не нравится, и при этом надеяться получить нужный результат. Например, курица откладывает яйца задней частью тела, а ест клювом. Фермер может решить: «Передняя часть курицы мне слишком дорого обходится, потому что я должен ее кормить. Не лучше ли отрезать ее?» Но без головы не будет больше и яиц, потому что тело мертво. Аналогичным образом, если мы отвергнем трудную часть писаний, и будем повиноваться тому, что нам нравится, то такая интерпретация не принесет нам пользы.»
Есть также одна притча:
«Однажды один мусульманин решил доказать всем, что имеет право каждый день напиваться. Он изучил слова пророка и нашёл следующую строчку: «Пей, веселись и предавайся наслаждениям плоти». Он ходил и всем говорил:
— Видите, прямо в Коране написано, что надо жить на полную катушку, ничем себя не ограничивая! Как же мы можем противоречить наставлениям Корана?
Так он ходил по городу и проповедовал алкоголизм, пока не встретил богослова. Тот пришёл в ужас от его слов и сказал:
— Да, действительно есть такая строка в священном трактате, но прочитал ли ты следующую строку? Целиком этот стих звучал так: «Пей, веселись и предавайся наслаждениям плоти, и ты погубишь себя.»
Но пьяница ему ответил:
— Ты прав мудрец, но никто не может следовать сразу всем наставлениям священного трактата, поэтому какое-то время я буду следовать одному наставлению, а потом другому. Я же уже начал следовать словам Бога, значит я уже почти святой.»
Духовное потребительство – это использовать религию, коверкая слова писания для собственного удовольствия.
Духовное потребительство – это и скакать из веры в веру, ничего не меняя внутри. Духовное потребительство – это использовать Бога и его имя для своих целей.
Нет ничего плохого в поиске, искать свой путь – это потребность сердца. Но прежде чем объявлять себя последователем какой-то религии, сперва изучите ее и поймите, готовы ли вы следовать этим путем? Изучите и ограничения, и ритуалы. Готовы ли вы погружаться в это глубоко? Готовы ли вы всю жизнь прожить вот так, идя этим путем? Привлекает ли вас такая жизнь и такая судьба? Ищите сердцем, включая разум. Изучайте внимательно, не бросаясь в омут с головой.
Ищите способ познать Бога, установить с ним настоящие отношения, полюбить его всем сердцем. Ищите – и обязательно найдете.
И пусть на этом пути будут сложности, если это ваш путь, и вы получили незабываемый вкус этой самой важной встречи, вы с него не свернете, а если и свернете, то снова и снова будете возвращаться. Потому что это самый высший вкус отношений в этом мире, поэтому он так хорошо спрятан.