Когда я ждала старшего сына, я очень хотела делать все правильно. Я узнала все о том, как правильно растить ребенка. Что купать его нужно каждый день. Сначала в пеленке – потом без. Что прикорм начинать с 4 месяцев, с моно-пюре. Что после года его нужно «отселить» из своей кровати…
Прости меня, мой старший любимый сынок, ты стал для меня полем для экспериментов. Непросто тебе пришлось с такой мамой! До сих пор думаю об этом, и слезы стоят на глазах. Я хотела тебе самого лучшего, поэтому все старалась делать правильно. Вот только правила были придуманы непонятно кем и непонятно для чего…
Кормить грудью не чаще чем каждые три часа! Иначе будет живот болеть! А кто это придумал? Госпожа Крупская, у которой не было детей. Просто так женщина могла успеть на работе поработать, а не только в декрете сидеть….
Когда Дане было 5 месяцев, мы кормили его по науке – пюре из кабачков и брокколи. Есть вообще люди, кроме беспомощных младенцев, которые способны ЭТО есть? Я вообще мало видела любителей брокколи, а еще в таком виде — только брокколи, без соли….
Один раз мой муж попробовал это и был в шоке – как наш ребенок это ест? А он и не ел особо, больше плевался. Я расстраивалась, что по науке не выходит…
Потом по науке же я начала приучать ребенка к мясу. При том, что я вегетарианка, я делала это! Это же правильно! Он никак не хотел это есть. Лишь через год подмешивания во все блюда, он понемногу стал есть мясо….
По той же самой науке мы каждый месяц ходили пешком в поликлинику, стояли в огромных очередях по несколько часов. И ради чего? Чтобы поставить очередную идиотскую прививку и выслушать истерику врача на тему: «ребенок в 6 месяцев обязан есть по 200 грамм каши!». Кому он должен? Кому обязан? У кого взял взаймы? Где подписал такой договор перед тем, как появиться на свет?
Когда ребенок не хотел гулять – на улице в Сибири бывало и минус тридцать, я все равно его тащила. Так надо. Одевались минут двадцать, все потные спускались вниз… Пешком с коляской с четвертого этажа. И потом через десять минут шли обратно. Замерзшие и злые – он плачет, у меня дым из ушей.
Когда ему исполнилось восемь месяцев, настала пора развивающих занятий. А там одна и та же песня: Куда ты ползешь? Давай хлопай в ладоши как все! Не бегай по комнате! Не раскидывай игрушки!
Когда ему исполнился год, по науке мы отселили его в другую кровать. Как мне казалось безболезненно. Постепенно. Без истерик и скандалов.
Приучение к горшку – битвы, скандалы… До такой степени, что до трех лет горшок был персоной нон-грата. И этот бой был долог и труден…
Когда ему было два, на очередных развивалках нам объяснили, что мама тут лишняя. Что два года и уже пора…. Выставили за дверь. И полчаса я ревела за стенкой, потому что мой ребенок там рыдал не переставая.
Путешествовать с малышами вредно! Поэтому море первый раз ребенок увидел, когда ему было уже четыре года….
Но давайте смотреть на результат. Наш старший ребенок воспитан по науке. Он ничего не ест почти – ассортимент еды очень ограничен. Макароны, хлеб, сыр, картошка, печенье мамино, мороженое, суп с лапшой…
Каждую ночь он все равно приходит в нашу кровать. Хотя ему почти семь лет. И обнимает, прижимается, успокаивается и засыпает.
До пяти лет он постоянно болел. Минимум шесть раз в году. Каждый раз температура достигала 40, и приходилось вызывать скорую, чтобы ее сбить. После прививки у нас осложнение с речью, и лишь сейчас появилась фразовая – и пока не совсем разборчивая.
Слава Богу, до меня дошло однажды, что хватит. Мы забрали его с детского сада – и это пошло ему на пользу. Перестал болеть, стал более контактным… Как и путешествия, плавание, солнце. Сейчас он болеет очень редко – один-два раза в год.
Так же и с обучением. Осознав, что Даня любит учиться сам по iPad мы просто стали устанавливать ему приложения, которые его развивают. Сейчас он читает, начинает писать, учится считать. Сам. И ему это нравится больше, чем рьяно настроенная на занятия мама. Я лучше порисую буквы с ним на песке, когда он настроен, чем буду загонять его к прописям.
И есть у нас второй малыш, которому повезло больше, ему почти три. За три года всего один раз Матвей болел. С температурой под 38. Которая сама прошла к утру. Ах да, и однажды в Петербурге перенес кишечный грипп.
У него нет ни одной прививки, и он путешествует по всему миру – уже был в 39 странах, включая Индию.
Мы не вводили ему прикорм – он был на груди по требованию до двух лет, а потом ел то, что ему нравилось. Педагогический прикорм. Сейчас он ест фрукты, овощи, его легко уговорить попробовать новую еду. Потому что всякую гадость мы ему не предлагали ни разу.
С полутора лет он сам ходит на унитаз. Сообщает только о факте, что пора и попу помыть. Мы не заставляли, не учили. Он сам все понял – он же человек. Сейчас уже он терпит на улице и ночью. И опять же – все это происходило естественно.
В два года он сам перебрался из нашей кровати. Просто стал уползать ночью – так как ему было тесно.
Он вовсю болтает – уже и на разных языках. И плавает – сам, без жилета. Мы его даже не учили особо, не заставляли нырять. Все случилось само.
Мне очень стыдно перед старшим сыном, потому как он стал моим родительским экспериментом – и это почти у всех так. Когда нет опыта, нет четкого понимания, внутренней зрелости (а у кого она есть в 20 лет с первым ребенком?) легко наломать дров. Сейчас мне нужно заново завоевывать его доверие с едой, например.
И теперь я точно знаю, что слушать нужно свое сердце. Изучать древнейшие источники по воспитанию детей, а не новомодные системы «по Споку» и прочим.
Однажды я общалась с одной женщиной. У нее был только один сын. И она с гордостью рассказывала, как научила его спать всю ночь. Просто не давала ему грудь и не подходила. Как по Споку. Правда, один раз нашла его практически синим от криков… Вызвала скорую, его реанимировали. И снова то же самое. Зато высыпалась!
И когда я спросила ее, а где сын сейчас, она грустно сказала, что сын женился, уехал далеко и уже пять лет она не видела ни его, ни внуков. Только изредка невестка звонит и рассказывает новости…
А другую историю рассказал Руслан Нарушевич. Я могу перепутать в ней какие-то факты, но главное суть.
У одной многодетной женщины шестой ребенок не ходил в школу. И все бы ничего, но ему было уже почти 10 лет. Он не умел ни читать, ни писать. Просто играл в свои мальчишечьи игры.
А вот в 10 лет сказал:
«Мама, хочу в школу!»
Устроить в школу было непросто – никуда не хотели брать, не понимали как так – 10 лет и ничего не умеет…
В 14 лет он закончил школу. В 16 – университет. В 18 – аспирантуру. Ребенок, на которого обычные люди подумали бы, что он дурак.
А многодетная мама просто уже научилась слушать свое сердце и доверять своим детям. Что все будет тогда, когда ребёнок будет готов к этому. Ведь мы все разные. И дети все разные. И навязывать единую науку воспитания – глупо и странно.
Кому-то в школу можно и в пять лет. А кто-то только к 10 дозреет – на зато с интересом и быстро пройдет всю программу.
Кому-то нужны кружки и секции, а кому-то лучше дать побольше времени для уединения.
Кому-то нужны друзья-подруги, шумный хоровод детей. А кто-то любит быть со своими мыслями и одним верным другом.
Кому-то нужен и интересен спорт, а кому-то гораздо приятнее заниматься танцами…
Все люди разные, все дети разные. Как же их воспитывать? Да просто слушать свое сердце. И научиться видеть в ребенке личность с самого рождения. Разумную душу, которая сама знает, когда и что нужно делать. Как это делать и зачем.