Родители или специалисты, кто может сделать больше?

ольга валяева - родители или специалистыНедавно нам на занятии сказали очень важную для нас вещь. Сначала не хотела писать об этом, хвастаться. А потом поняла, что надо. Что для многих это будет важно.

Очень уважаемый нами специалист после общения с Данилой вставил нам пистон, как говорится. От слов «сейчас я буду вас ругать» стало страшновато… Сразу появились мысли, что мы мало делаем, что ребенок наверняка стал хуже, что мы не понимаем, что время не на нашей стороне. Знаете, сколько в голове таких тараканов! Даже у обычных родителей, что говорить об особых…

А он сказал, чтобы мы прекратили прибедняться. Что за два года, которые он нас не видел, ни один специалист и никакие занятия не дали бы такого эффекта, как есть сейчас.
«Это сделали вы!»- сказал он. Я про себя добавила — с Божьей помощью. Но он прав. Мы это сделали.

Когда ребенок с особенностями, часто хочется сделать все и попробовать все. Разных людей и методы. Мы так и делали. Первые два года после диагноза были плотными. Диета, занятия, лошади, иголки, врачи, добавки. В пять лет он имел плотный график и ограниченное питание. Детский сад интеграционного типа, логопед и психолог дома каждый день по очереди по 2 часа. Диета. Минимум времени свободного. Болезни каждый месяц. Как бунт организма против такого напряжения.

Это дало некие плоды. Не слишком огромные. А потом мы решили уехать минимум на год. В огромное путешествие. Без логопедов и садиков. Без врачей. Было страшно. Мы понимали, что не сможем держать диету. И отказались даже от нее. Мы боялись регресса и усиления болезней. Больше всего переживали за Даню.

Одна наша специалист успокоила нас и сказала, что ему это может пойти на пользу – вырваться за все стереотипы, какие только возможно. Мы хотели ей верить. И поверили.

И все это дало другой эффект. Каждый раз адаптироваться в новой среде, в новом доме. Когда даже холодильник каждый раз разный, открывается по-разному. Не говоря уже о кроватях, пространстве, людях. Без стереотипов. Где единственные стабильные вещи — это люди. Мы. Наша семья. Солнце, вода, воздух.

И сейчас мы счастливы. Счастливы слышать что в любой стране мира, кроме России, он может пойти в обычную школу. Если мы этого захотим. Или в обычную спортивную секцию. Он это может, ему это интересно. Он к этому внутренне готов.

И я поняла, что первые два года мы просто перекладывали ответственность за сына на других, более умных и опытных. И недооценивали то, что можем сделать сами. Казалось, что приедем куда-то, нам дадут пилюлю – и все получится. Или специалист отучит ребенка кричать. Или научит его ходить на горшок.

Но по факту все это делали мы сами, мы приучали его к туалету с боем – несколько недель. Мы снимали его с рук и учили ходить за руку и не убегать. Тоже с боем. Мы учили его, мы растирали его щетками, мы придумывали ему сложности. Мы учили его говорить вместо крика. Мы учили его просить. Это наша ежедневная работа.

Специалисты важны. Они как индикаторы. Сейчас мы появляемся раз в полгода-год и снимаем показатели. Со стороны виднее, где еще мы недооцениваем ребенка. Нам дают направление – но это все, что может дать специалист, если он настоящий специалист. Направление, предложения и вдохновение. Для того чтобы дальше идти самим. Понимание того, что сейчас происходит, каким будет следующий этап.

Меня мучает иногда вина, что заниматься можно больше, лучше, что надо делать больше… Но вопрос оказался не в количестве. А в качестве. В той любви которую могут дать только родители. И в смелости быть собой и самостоятельно решать, как обучать или лечить ребенка. Понимая свою ответственность.

Я не хочу вести ребенка в школу сейчас. У меня есть внутренний протест против этой идеи. Спортивная секция – очень может быть. Занятия с другими детьми – возможно. Школа – пока нет. И это наша ответственность решать такие вопросы. Договариваться друг с другом и решать.

Понимание того, что мы сделали невозможное по мнению человека, который в этом разбирается, вдохновляет. Понимание того, что многим родителям был бы важен наш опыт – заставляет думать об этом больше.

Это дает сил и для того, чтобы делиться. Ведь кажется — кто мы такие и чего мы понимаем. Кучи терминов не знаем и терапий многих не проходили. И ребенок — как нам кажется — мог бы вести себя лучше. Мы видим его каждый день, и для нас прогрессы и изменения не так очевидны. Мы сами в стереотипах о детях и их возможностях. Поэтому нам все время мало. Недостаточно. Мы делаем мало…

Так мы обесцениваем и свои и его заслуги и достижения. Это не только о родительстве. Это вообще обо всем, хотя это тема уже для другой статьи.

Даже если ваш ребенок не особенный. Если он обычный. Понимание того, что человека из него должна и может сделать не школа, не детский сад, а вы и только вы – родители, — может изменить ваши отношения кардинально. Это и про ответственность. И про свободу. Потому что за ответственностью всегда находится свобода. Без нее – это просто иллюзия.

Свобода выбирать, как жить, чему учить ребенка, на чем акцентировать внимание. Как ему проводить время. Делать как все или так, как вам подсказывает сердце. Помочь ему стать не таким, как все, а таким, какой он сам есть….

Свободные внутренне родители могут вырастить детей, которые знают себя, свои потребности. И могут изменить мир к лучшему своей жизнью.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмитe Система Orphus