Сейчас очень многие женщины с активной природой, природой воинов, амазонок или бизнес-леди пытаются доказать, что у всех остальных женщин – одно предназначение, а у них – другое. Что раз им даны такие таланты, то нужно их по максимуму реализовать во внешнем мире, и семья подождет, потерпит или обойдется. Хочу вам предложить посмотреть на это иначе, с другой «колокольни».
Когда женщина выходит замуж, ей стоит перестать мыслить в категории «я-я-я», а начать думать категорией «мы». Это вовсе не значит забыть о себе и себя забросить. Это значит, что стоит все свои качества и таланты использовать во благо своей семьи. Как? Попробую объяснить.
Например, многие из вас уже знают о «варнах». Так называемых четырёх сословиях, которые были и в ведический цивилизации, и у древних славян. Четыре направления деятельности для людей, четыре образа жизни.
- брахманы — они же волхвы — те, кто передаёт знание. Здесь и учителя, и священники, и врачи — такими они должны быть, хотя сейчас не всегда таковыми являются.
- кшатрии — они же воины — руководители и воины всех мастей. Те, кто людей защищает, кто ими управляет (по идее цари и президенты тоже сюда), кто о них заботится.
- вайшьи — они же купцы — предприниматели и торговцы, сюда же относятся земледельцы, которые выращивают овощи, содержат животных, а потом продают выращенное. Они делают деньги и эти деньги жертвуют брахманам, которые живут на пожертвования, платят налоги государству, на которые живут те же воины.
- шудры — они же мастера, ремесленники. Те, кто работают руками и что-то создают. Рисуют ли, строят ли, убирают ли дом. Таких людей обычно больше всего.
Но все не так просто. В наше время все немного сложнее, чем раньше. Есть множество моментов, которые корректируют данное положение.
Обладаем ли мы нужными качествами?
Прежде чем причислить себя в одну из категорий, стоит задуматься – а обладаю ли я нужными качествами, чтобы говорить о том, что «воин» или «купец»? Ведь ключевые критерии у каждой варны — это качества характера, а не то, в какой семье человек родился, к чему чувствует тягу. Для этого раньше и обучали этих людей по-разному, особое внимание обращая именно на качества характера.
- Брахманы должны быть и чистоплотны, и аскетичны, и просты, и милосердны, и удовлетворены имеющимся, и правдивы, со спокойным умом, и обладающие знанием, и уметь владеть собой, и уметь прощать, и быть безгранично преданным Господу. Только такого человека можно считать брахманом. Иначе он просто работник интеллектуального труда, как учитель или врач и не более того. Брахман — это самый высокий нравственный стандарт, до которого всем нам расти и расти. Даже если наше призвание лежит в сфере передачи знания, но вы не обладаете этими качествами, вы не можете причислить себя к этой категории.
- Кшатрии — это бойцовский дух, героизм, терпение, сила, щедрость, владение собой, умение прощать, верность высшим принципам, оптимизм и правдивость. Только при полном комплекте человек может назвать себя кшатрием. Мы же из этого набора имеем обычно бойцовский дух и правдивость (и то выборочную). И называем себя женщинами-воинами, которые должны покорять этот мир. Только с таким набором качеств мир не покорить, только дров наломать.
- Вайшьи — это служение людям, стремление к прогрессу — как к духовному, так и экономическому, постоянный труд в зарабатывании денег, щедрость. Стандарт ниже, но все равно достаточно высок. Это не просто деньги любой ценой, и совсем не про маркетинг и пиар. Эти люди строили школы, больницы, храмы. И как минимум половину своего заработка отдавали на благо общества.
- Шудры – это почтение к старшим, правдивость, чистоплотность, свобода от лицемерия, служение своему хозяину (начальнику), не воровать и всегда защищать тех, кто в этом нуждается. Даже это для многих из нас трудно и невыполнимо, правда? Даже самый минимальный набор качеств в нашем мире кажется набором для святой личности или около того.
А все потому , что в современном мире же преобладает варна-санкара, то есть смешанная варна. Кто это?
Люди:
- которые в писаниях, хоть и достаточно грубо, но так же называются «нежелательным потомством» — то есть те, кого не особо хотели, зачинали как попало, с кем попало, не особо ждали и не особо занимались настоящим воспитанием,
- не имеющие должного воспитания и образования,
- не знающие своих обязанностей,
- выполняющие свою работу, не имея для этого необходимых качеств,
- которые не могут себя найти и понять,
- амбиции которых расходятся с их возможностями,
- которые всегда неудовлетворены.
Почти все мы так или иначе относимся сюда, потому что качеств наших даже для шудры не хватает. И воспитание и образование мы получали совсем в другой плоскости, с другими акцентами. Мы даже сейчас можем попробовать решить квадратное уравнение, но не умеем строить отношения, быть щедрыми, помогать друг другу, быть честными. Нам кажется, что невозможно в этом мире жить с высокими нравственными стандартами – никого не обманывать, не воровать, не изменять, не завидовать. Это для нас и правда очень сложно, как высшая математика, хотя это обычные нравственные стандарты. Для нас это прошлый век. Тогда странно ли, что мы себя никак не можем нигде найти?
Мы сотни раз предали себя еще в детские годы, стараясь учиться везде на «пять», отодвигая собственные склонности подальше. Наши родители не учитывали наши склонности при выборе места и способа обучения, для нас не выбирали и предметы. Чаще всего родители и себя-то не особо понимали, и замуж выходили как попало, и детей зачинали как придется. Мы стремились не туда, куда велело сердце, а куда шли все. Сравнивали себя с другими, копировали, обманывали самих себя. Странно ли, что мы никак не можем быть ни одной из варн, не можем понять свое место в этом мире?
Особая роль женщины
И все же коснемся женщин. В писаниях женщины все же рассматривались отдельно. Их главной обязанностью был дом, семья и дети, и считалось неразумным нагружать ещё чем-то сверх этого.
Она ведь не лошадка, которую можно загрузить всем подряд и потом сразу подгонять. Она все-таки женщина, представительница Богини Процветания в семье.
Но все же она могла помогать мужу в его деле. И здесь очень важный момент — вместе с замужеством она переставала быть, например, кшатрием. Она становилась женой кшатрия или женой брахмана. Это описывало новый круг её обязанностей и помогало реализовать свою природу, данную ей изначально на благо своей семьи и мира.
Поэтому при выборе мужа учитывались склонности природы обоих будущих супругов, чтобы жена была компетентна в том, чтобы оказывать супругу помощь. Чтобы ему с ней было интересно, чтобы она могла его уважать. Не могла царская дочь выйти замуж за плотника. Она была обучена быть женой царя, воина, ученого. Но никак не плотника. Ей бы стало скучно. Так же как и дочь плотника не могла стать женой ученого. Что она могла дать в таком случае своему супругу?
Жены брахманов помогали им в подготовке церемоний и жертвоприношений. Жены кшатриев занимались обустройством дворцовой жизни, управляли внутренним двором. Жены вайшьев помогали им, например, перерабатывать молоко в йогурт и масло, торговать на рынке. Жены шудр служили им, например, в мастерских или шли за мужем в какой-то дом, куда он нанимался работать, например, садовником, жена там же становилась горничной.
То есть все свои имеющиеся качества и таланты женщина направляла не на то, чтобы достичь самостоятельного успеха, персонального триумфа, потешить своё эго, заработать свои личные деньги, а на благо семьи.
Она становилась верной помощницей мужа — и в быту, и в работе. Так изначально устроена вся эта система, в которой мы разбираемся только поверхностно и со своей колокольни.
Конечно, сегодня, когда муж просто ходит на работу, сложно ему в чем-то помогать, он ведь даже не дома, да и работа у него такая, что помощь жены ему в этом не нужна. Но даже здесь можно найти выход.
Мы можем стать для своих супругов первыми леди – как, например, Нэнси Рейган, которая всегда была рядом с супругом, поддерживая его из-за кулис или стоя рядом с ним. Которая делила с ним все тяготы и победы, не пытаясь вылезти на первый план.
Мы можем стать для своих мужчин мощным источником веры, как та же жена Генри Форда, которая много лет держала фонарь в гараже, пока муж изобретал автомобиль. Никто не верил в эту затею, а она – верила.
Мы можем быть для наших мужчин мощным тылом поддержки и заботы о них, как супруга Александра Хакимова, которая следует за мужем везде, где бы он ни читал лекции, заботится о том, чтобы он хорошо и вовремя поел, чтобы отдохнул, а кроме того еще и поет для слушателей.
Мне кажется, что беда нашего времени в том, что мы слишком зациклены на индивидуальных результатах. И даже внутри семьи не готовы быть вместе, командой. Мы хотим тешить своё ложное эго вместо того, чтобы рука об руку вместе идти к успеху. Мы слишком заняты своей гордыней и все время считаем, кто больше, кто меньше, кто чего. А достаточно было бы свои таланты использовать внутри семьи, ради её блага. Общего, совместного. Семья – это то место, где 1+1=1000, если постараться. Но в нашем случае чаще случается 1+1=-5.
Да, роль помощницы мужа не такая уж и престижная, но именно здесь и есть место жены. Кстати не думали, почему часто именно секретарши становятся причиной развала семей начальников? Они ведь как раз занимают то самое место, где должна быть жена. Планируют его график, заботятся о мужчине, сопровождают его, готовят ему необходимые документы, следят, чтобы он пообедал, отдохнул, ограждают его от лишних людей и информации (сама год работала личным помощником руководителя и знаю, о чем говорю).
Стоит ли пытаться достичь чего-то в этом мире самостоятельно, лично, персонально? Стоит ли носиться как с писаной торбой со своей «природой воина» (а из первой части уже понятно, что у нас нет таких качеств, чтобы так громко именоваться)?
Стоит ли рваться во внешний мир для самореализации? Или стоит пойти другим путем и осознанно стать той, кем нас Господь и создал?
Давайте просто процитируем Библию. Во 2-й главе Бытия (стихи 18-24) мы читаем:
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. …. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.»
Вот вам и отгадка. И в Библии женщине отведено такое же почетное место – место помощницы мужа, чтобы быть с ним единым целым, единой командой во всем. В том числе и во внешнем мире.
Именно об этом я предлагаю задумываться женщинам с активной природой, которые вообще никак не могут сидеть дома и как-то должны себя реализовать. Почему бы не таким образом? Что мешает? Гордыня? Эгоизм? Стремление к независимости? Неуважение к супругу? Недоверие? Или?….
Ольга Валяева — valyaeva.ru