Очень часто мы говорим о том, что нас учат всю жизнь не тому и не так. Что девочек стоило бы обучать женским искусствам. И многим сразу становится грустно, потому что видится, что борщ и вышивание – это все, что должна уметь женщина. Получается, что всю жизнь надо учить помешивать еду и надраивать полы? В этом женская миссия?
Не так. Совсем не так. В древности девочку готовили к замужеству, материнству, обучая женским искусствам. Чтобы она была многосторонне развита, но при этом развита по-женски. Чтобы ей с самой собой не было скучно, и чтобы тем более муж не заскучал. В древних трактатах, а точнее в Кама-Сутре, можно найти список 64 искусств Сарасвати – а Сарасвати это богиня мудрости и обучения. Она все эти искусства освоила за несколько дней, а обычным женщинам требуется учиться чуть дольше.
Как говорит об этом Кама-Сутра:
«Возвышенная благодаря искусствам гетера, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, зовется «ганика» и занимает высокое место в собрании людей. Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди; к ней стремятся, ее посещают, в ней видят образец.
Сведущая в искусствах принцесса, а также дочь главного советника подчиняют своей власти супруга — пусть у него в гареме тысяча женщин.
Так же и будучи в разлуке с супругом и попав в тяжкие бедствия, даже находясь на чужбине, она счастливо живет благодаря этим знаниям.
От постижения искусств возникает благополучие; пусть, однако, применяют их, сообразуясь с местом и временем, или же не применяют совсем.»
Что же это за искусства?
1. Пение;
2. Игра на музыкальных инструментах;
3. Танцы;
4. Театральные постановки;
5. Письмо и рисование;
6. Искусство украшения тела росписью хной (мехенди);
7. Облачение и украшение Божеств и алтаря рисом и цветами;
8. Приготовление постели или ложа из цветов или раскладывание цветов на земле;
9. Искусство отбеливания зубов, покраски платья, волос, ногтей и тела;
10. Укладка мозаики из цветного стекла на полу;
11. Искусство приготовления постелей, расстилания ковров и укладывания подушек для отдыха;
12. Игра на наполненных водой музыкальных стаканах;
13. Искусство сбережения запасов питьевой воды;
14. Рисование картин, декорирование дома;
15. Нанизывание четок, ожерелий, гирлянд и венков;
16. Завязывание тюрбанов и венков, а также изготовление из цветов украшений для прически;
17. Актерское мастерство;
18. Искусство изготовления украшений для ушей;
19. Искусство приготовления благовоний и составления ароматов;
20. Искусство подбора драгоценностей и украшений и облачения в платье;
21. Магия, колдовство;
22. Ловкость рук;
23. Кулинарное искусство — приготовление пищи;
24. Приготовление лимонадов, щербетов, подкисленных напитков и крепких напитков нужного вкуса и цвета;
25. Искусство изготовления одежды, шитье;
26. Изготовление игрушек, кукол из ниток, тканей, пряжи;
27. Разгадывание головоломок, шарад, иносказаний, ребусов и загадок;
28. Игра, заключающаяся в повторении стихов: когда один из играющих заканчивает, другой должен сразу же начинать, повторяя другой стих, который начинается с той же буквы, которой заканчивался стих предыдущего игрока, тот же, кто не может продолжить, считается проигравшим и должен заплатить штраф или какой-либо выкуп;
29. Искусство маскировки и притворства;
30. Искусство чтения стихов и литературных текстов, включая искусство декламации;
31. Изучение фраз, трудных для произношения. Обучение проходит в виде игры в скороговорки, в которой обычно участвуют женщины и дети;
32. Фехтование, а также стрельба из лука;
33. Искусство логики. Умение анализировать, делать выводы, рассуждать.
34. Плотничанье, или плотницкое ремесло;
35. Архитектурное искусство;
36. Знания о золотых и серебряных монетах, а также о драгоценностях и драгоценных камнях;
37. Искусство составления лекарств;
38. Окраска драгоценностей, драгоценных камней и бус;
39. Искусство подделки драгоценных камней;
40. Садоводство; знания о лечении болезней деревьев и растений, об их питании и определении их возраста;
41. Искусство петушиных боев, перепелиных боев и боев баранов;
42. Искусство обучения попугаев и скворцов говорению;
43. Искусство умащения тела благовонными маслами и ухода за волосами с помощью мазей и благовоний и заплетание волос в косы;
44. Искусство понимания зашифрованного письма и слов, написанных необычным образом;
45. Искусство говорить, изменяя формы слов. Здесь существуют различные способы: некоторые говорят, изменяя начало и конец слова, другие вставляют лишние буквы между слогами и так далее;
46. Знание различных языков и местных диалектов;
47. Искусство украшения цветочных повозок;
48. Искусство обрамления ребусов, заговоров, чар и плетение нарукавных повязок;
49. Умственные упражнения, такие, как завершение стихов, предложенных другими; или вставка одной, двух или трех строчек, в то время как оставшиеся строки даются наугад из других стихотворений так, чтобы получился новый стих с определенным смыслом; или расстановка слов стиха, написанного таким образом, что гласные отделены от согласных; или удаление лишних звуков; или изложение в стихотворной или прозаической форме фраз, представленных знаками или символами. Существует множество таких упражнений;
50. Сложение стихов;
51. Искусство составления словарей;
52. Искусство маскировки внешности людей до неузнаваемости;
53. Знание искусства изменения внешнего вида вещей — например, сделать так, чтобы хлопок выглядел как шелк, а грубые и простые вещи казались изящными и добротными;
54. Различные виды азартных игр;
55. Искусство завладения собственностью других людей посредством заклинаний и колдовства;
56. Детские подвижные игры;
57. Хорошие манеры, знание правил этикета, умение оказывать уважение и воздавать хвалу другим людям;
58. Знание военного искусства, оружия, войск и т.д.;
59. Искусство гимнастики;
60. Искусство определения характера человека по чертам его лица;
61. Ораторское искусство;
62. Арифметические головоломки;
63. Изготовление искусственных цветов;
64. Изготовление фигурок и изображений из глины.
Представляете, какой простор для развития! И самое интересное, что некоторые предметы современного образования тут тоже есть – нужно лишь иначе расставить акценты. Если уж мы изучаем математику, то тренироваться надо в логике и интересных задачах на сообразительность, а не в интегралах и логарифмах. Если мы изучаем химию, то делать ее максимально прикладной – химия у нас дома, в домашнем хозяйстве. То же самое касается географии – изучать драгоценные камни и металлы, делать акцент на этом.
Больше читать – особенно стихов и вслух. Ставить спектакли, тренироваться в актерстве и ораторстве. На физкультуре развивать владение своим телом – в гимнастике, например.
Есть и казалось бы, странные вещи – военное искусство. Зачем оно? Но если подумать, то стратегии военных действий одинаковы и на поле битвы, и в семье. Знание и понимание того, что происходит и какие могут быть последствия – важны, ведь мы в своей семье часто того не понимая, разворачиваем такие баталии! А кроме того, женщина, которая в этом разбирается, сможет поговорить об этом с мужем, помочь ему в сложных ситуациях внешнего мира советом…
И важно как можно больше заниматься рукоделием, творчеством. Через руки передается женское сердце, его суть. Рукоделие для женщины – это и способ выразить свою любовь к близким, и психотерапия в трудный момент, и способ отвлечь мысли, и способ саморазвития… Вот сколько тут разных рукоделий!
И если нас учили другому и по-другому, это не повод отчаиваться. Сейчас можно начать совершенствоваться в том, чего мы пока не умеем. Просторы огромны, правда?