Сегодня мы очень стараемся детей оградить от всего «вредного». С теми же мультфильмами — если детально разобрать любой, то смотреть его нельзя, потому что хоть одно-два «вредных» послания все же найдутся. Есть даже огромные разборы мультфильмов, где цепляются к каждой мелочи.
Но мне видится, что мы должны найти в этом баланс. Вы не сможете вечно ограждать детей и не давать им доступ к тому, что существует. Они растут очень быстро, и чем больше запретов – тем сильнее интерес. Когда они идут в школу, а там все посмотрели новый мультик — как быть? Бороться? Запрещать? Прятать? Но так мы рискуем перестать быть друзьями для наших детей.
Мне кажется, мы должны в первую очередь помогать им ставить акценты — уметь находить верные смыслы, фильтруя то, что не нужно. И учить этому детей. Чтобы они везде могли смысл увидеть и вычленить хорошее, светлое, доброе. Оно везде есть. Нужно уметь находить. В этом мире это один из самых ценных навыков – уметь фильтровать и вычленять полезное. Ну и конечно, откровенный кошмар фильтровать и не показывать.
Мы смотрим разные мультфильмы. И советские, и западные, и современные. И везде есть свои плюсы и минусы. Конечно, вопрос и в возрасте ребенка, и в количестве мелькающих картинок.
Советские мультфильмы действительно светлые, речь героев в них чистая и красивая. Вот только не всем детям они нравятся – из-за несовременности и менее привлекательной анимации. Кроме того я не считаю их совершенно безопасными – в них много установок о нищете, о том, что нужно быть как все, о правильности любой ценой. И это обязательно нужно обсуждать после.
Диснеевские и Пиксаровские мультики — самые светлые из современных, в них очень много добрых и светлых идей. Они же обычно и самые популярные. И в них нужно показывать детям именно это, ставить эти акценты, а не запрещать. Запретный плод сладок, и когда они все же доберутся, не умея расставлять акценты, могут найти совсем другой смысл.
Потрясающий мультик «Головоломка», «Тайны Коко» — вообще клад в плане разговоров о предках и системном равновесии. Там можно найти много «ненужного», как и в «Холодном сердце», и в «Валли».
Смотря «Храбрую сердцем», мы с детьми разговариваем о том, кто виноват в наших проблемах. И нужно ли здесь винить во всем маму? А ещё мы разговариваем про гордыню, которая застилает взгляд.
Смотря «Валли», мы обсуждаем мусор, свалки и чрезмерное потребление. Это сложная тема, но «Валли» помогает. И понять, что самая лучшая жизнь – ближе к земле во всех смыслах.
Смотря «Моану», мы говорим о своём пути и смелости по нему идти. И в то же время мы разговариваем о том, что намного гармоничнее был бы мультфильм, если бы героем был мальчик.
Смотря «Тачки», мы много говорим о дружбе, об истинных ценностях. И о гордыне снова. О ней слишком много не бывает.
Смотря «Холодное сердце», мы говорим о любви, которая растопит лёд. О страхах, которые превращают наши сердца в лёд, и о любви, которая меняет все.
Смотря «Вверх», мы говорим про мечты, которые не стоит откладывать на потом. И лучше сегодня сделать максимум для их исполнения.
Смотря «Красавицу и чудовище» (мультфильм), мы обсуждаем с ними гордыню и умение видеть душу человека за его внешностью.
И так далее. Мы смотрим разные мультфильмы – и везде ищем светлые идеи, делая их ключевыми и основными.
Но главное, чтобы в жизни детей герои мультиков не были единственными героями. Чтобы были другие герои, понимаете? Мы смотрим мультики по Священным Писаниям и часто сравниваем современных героев с героями прошлого.
Разговариваем, кто сильнее — Арджуна или Бэтмен, например. А как бы в этом мультфильме поступил Рама? А Хануман бы победил всех и как он мог бы это сделать?
Да, разговаривать и обсуждать — это самое важное. Это помогает вам учить детей размышлять. Запретить проще всего. Но учитывая, что они быстро вырастут и будут жить без вас в этом мире, важно, чтобы они умели отделять зерна от плевел сами. Мультфильмы могут очень помочь в этом.