Продолжение цикла статей о школе.
Первая статья – «Почему наши дети не ходят в школу»
Вторая статья – «Мифы о школе»
Третья статья – «В чем минусы современного школьного образования?»
Четвертая статья – «Домашнее обучение как альтернатива школе»
Давайте снова коснемся больной для нас темы образования. Когда мы критикуем современное образование, создается иллюзия, что мы вообще против любого образования. Но это не так. Детей обязательно нужно учить – вопрос лишь в том, как, чему, где и когда.
Светское и духовное образование
Интересное разделение можно найти в истории Индии (уверена, и в других местах такое было, здесь мне очень нравится, как категории названы). Изначально образование в Индии было духовным. То есть ребенок не просто учился читать и писать, а он учился читать Священные писания, учил стихи из них же, спектакли ставились тоже на основе писаний, искусство – опять же на основе изображений Бога.
С раннего детства им рассказали истории о Боге, пели песенки – о Боге, сказки и те рассказывали из писаний, в каждой из которых огромный клад знаний. И до пяти лет ребенок имел право быть просто ребенком, бегать, прыгать, играть и слушать сказки. Серьезное обучение начиналось позже.
Для этого, например, мальчиков старше пяти лет отдавали в дом уважаемого ученого, знатока писаний. Где ребенок не только изучал знания как таковые, но и постигал жизнь, становился самостоятельным и взрослым. Учился сам себя обслуживать, помогать другим, работать, трудиться.
То есть духовное образование – это не только «высокие материи» — это еще и то, что обязательно пригодится ему в жизни.
Ведь применение химии в жизни обычного человека – под вопросом, а вот одежду стирать и готовить себе поесть – придется.
Ребенку давали огромные знания о мире, но целостно – исходя из того, что это все принадлежит Богу. В центре мира – Бог. Он всем управляет. Он все связывает. И знаний в священных писаниях гораздо больше, чем в наших учебниках. Например, в Ведах есть целый раздел Ведической космологии, где очень подробно рассказано и о планетах, и о системах. Но это не просто «шарики висящие в космосе». Это наука о целостности системы и ее законах. Точно так же вместо анатомии человека – аюрведа. Вместо изучения художественной литературы – священные писания. Вместо уроков хороших манер – истории из писаний со смыслом. Наука достижения богатства, наука построения отношений, наука ведения боя, наука формирования домашнего пространства (васту-шастра, от которой и произошел фен-шуй). И так далее.
Но главное — детей учили молиться, их вдохновляли Святые, о которых так много говорили и учителя, и родители. Некоторые дети в десять лет знали уже основные писания наизусть. Исходя из типа характера и направления деятельности, ребенку давали разные уроки. Воинов активно обучали именно воинскому искусству. Торговцев – искусству торговли. Не забивая голову лишним. Ремесленники большую часть времени совершенствовали свое мастерство рук. И ребенок знал, кем он хочет быть, что делать и как будет жить.
Так вот, потом, уже во время колонизации, появилось так называемое «светское образование». То, которое необходимо для светской жизни. Здесь уже больший выбор дисциплин – появилась и химия, и биология, и хорошие манеры. Здесь всем дают все. А ты потом сам выберешь, что лучше. Именно светское образование пропагандировалось, как основное, и постепенно школы в Индии стали такими – светскими.
В них все еще изучали Священные писания, но – мимоходом. Скорее, как литературу или историю, чем как основу и базис. Знание писаний никак не отражалось на то, возьмут ли тебя на работу. А вот физика уже имела значение… В некоторых местах Индии еще сохранились «гурукулы» – изначальные, духовные школы. Это школы для мальчиков со строгой дисциплиной, где все построено вокруг Бога. И я знаю родителей, отдавших в такие школы детей. Чаще всего они говорят, что теперь за будущее своего сына спокойны. Это вдохновляет.
Таких мест пока еще мало, они есть далеко не везде, и далеко не везде они работают так, как должны работать. Но интересно, что Индия тех времен была богатой и чистой страной, когда-то восхищавшей Марко Поло. Он так описал ее в своих заметках, что Колумб мечтал попасть сюда, увидеть все это великолепие своими глазами.
Сейчас, когда в большинстве своем образование в Индии – светское, она стала совсем другой, в материальном понимании. Она утратила свой блеск, богатство, чистоту. В ней осталось еще много другого, — но это уже не так заметно с первого взгляда. Вирус западной цивилизации сбил ее с пути на какое-то время. Но уже сейчас внутри заметно, как она понемногу встает на ноги с колен, снова развивая духовные знания и обучая этому детей.
Обучение детей у славян
Но пример с Индией кому-то покажется спорным. Хорошо, давайте о нас. Если посмотреть на историю России, то и у нас это тоже прослеживается. Наши предки, славяне, еще до прихода христианства, воспитывали детей на примерах Святых, много внимания уделяли почитанию Предков. Дети активно учились рядом с родителями тому, что им обязательно в жизни пригодится. Девочки – хозяйству, мальчики – ремеслам. Воспитывались дети в семье, не только папой и мамой, но и всеми существующими взрослыми – бабушками, дедушками, тетями, дядями, помогали в этом и старцы.
Мальчиков старше 8 лет обычно отдавали в «дома молодежи», где они постигали и основы воинского искусства, и учились состязаться друг с другом, и продолжали углублять свое понимание мира под руководством старца. Чуть позже роль «дома молодежи» стали играть дяди, которые забирали племянников на воспитание на несколько лет. Папы и мамы обычно пристрастны в обучении своих детей и в оценках их деятельности. Такой подход помогал мальчикам вырастать мужчинами.
Славянских детей так же учили исходя из их «варны» — направленности внешней деятельности. Как и в Индии, существовало 4 варны – волхвы (ученые), воины, купцы и ремесленники. И каждому типу образование давалось разное. В Индии «варна» обычно определялась по рождению (из какой семьи ребенок), в полгода ему проводили еще дополнительный тест, чтобы в этом убедиться. У славян определение ребенка в какую-то «варну» происходило в более позднем возрасте – лет в 5, исходя из его наклонностей, способностей и понимания жизни.То есть опять же – каждому углубленно давали именно то, что ему нужно согласно его типа, и то, что ему в жизни пригодится. Практически как сейчас – математический, гуманитарный, химико-биологический классы. Только тогда разделение было более грамотным. Ты не просто углублённо изучаешь что-то, ты развиваешься именно в том, с чем будет связана твоя жизнь, и тебе самому это понятно и интересно.
Учили жить в гармонии с природой, понимая целостность мира и главенство Бога. Бережное обращение с природой, умелое пользование ее ресурсами, гармония с ней. Все это давало детям и гармонию внутри.
А девочек особо готовили для вступления в семейную жизнь и материнства. Девочка, прошедшая обучение, называлась «веста» — то есть та, которая ведает все премудрости семейной жизни и готова к ней. А та, которая ничему не научилась, называлась «невеста» — родители сразу сообщали, мол, ничего гарантировать с ней не можем. Ничему не научилась, ничего не ведает. Странно ли, что у нас сейчас все кругом невесты – и даже гордо носят это «звание»?
Первые школы в уже христианской Руси – опять же были при монастырях. И учили читать и писать ребятишек на основе Библии. Не было тогда такого количества книг разного формата. Наизусть учили молитвы. Писать учились, переписывая Библию.
И да, в то время Русь тоже была и богатой, и сильной. Например, рассказывается много историй, о том, как славяне выходили на бой безо всяких защит – просто в вышитых их женами рубахах. И не только побеждали, но и оставались целы и невредимы. Почему? Потому что девочек обучали таким искусствам – как на самом деле мужа защитить, как таким образом расшить рубаху, чтобы она служила мужу оберегом.
Сейчас у нас тоже процветает светское образование. На данный момент вообще в уродливой форме ЕГЭ и всего остального. Когда и цель самого изучения предмета непонятна, и куда этот предмет потом применить – тоже неясно. Такое образование отбивает у многих желание вообще читать книги и чему-то учиться.
И мне кажется, что одна из причин того, как мы живем сейчас, в том, что у нас нет духовного образования.
Совсем. И дома мы этого не делаем, и в школах, тем более, этого не происходит. Нынешние обязательные «Основы православия» часто подаются детям так, что отбивают все желание читать и изучать. Увы.
Почему же духовное образование необходимо (и не только детям)?
- Это база, на которую потом с пользой можно уложить что угодно.
Если есть духовное образование, человек уже не пропадет. На эту основу затем легче уложить все что угодно. Целостность восприятия мира сохранится. А любой другой предмет станет только инструментом, которым человек уже умеет пользоваться.
- Оно воспитывает характер.
То есть не просто дает какие-то обрывочные знания, а помогает формированию личности и характера, обучая что хорошо, что плохо, как жить, как строить отношения. В нем более здоровые критерии образованности, объективно понятные любому. И характер – это не диплом, который можно потерять, подделать, купить и так далее.
- Это то, что ребенку всегда пригодится.
Такое образование поможет ребенку в его обычной жизни. Строить отношения – в том числе с самим собой, понимать себя, понимать других, слушать свое сердце, оставаться собой, сохранять связь с Богом. Это не инфузории туфельки, которых никогда в жизни и не увидишь.
- Оно вечно и не устаревает.
Разве может устареть знание о том, что мир един, и мы – его маленькая часть? Или могут устареть честность, искренность, трудолюбие, верность, целомудрие? Такие качества всегда на вес золота. Особенно в современном мире, когда такого мало где найдешь.
- Оно не сбивает человека со своего пути
Оно позволяет оставаться собой и быть верным себе, развивать все то, что в тебя уже заложено свыше. Не бороться с собой, не насиловать самого себя, не делать как все.
- Оно дает ребенку именно то, что ему нужно.
Можно сказать, что мы даем человеку, который хочет пить, воду. Наконец-то не пытаемся его накормить солеными огурцами, жирной едой или чипсами. А протягиваем ему стакан чистой воды, полностью удовлетворяющей его потребности. В духовном знании есть все, что нужно ребенку и его душе. Оно отвечает на самые главные вопросы его жизни, облегчая дальнейшие поиски и кризисы.
- Оно целостно.
Имея целостную картину жизни, ребенок воспитывается ответственным. В этой целостности для него все – и закон кармы, и то, что с другими нужно обращаться, как с самим собой, и бережное отношение к природе, другим людям, самому себе опять же, что тоже немаловажно. Если все это – единый организм, то и заботиться нужно обо всем. И о себе в том числе.
Это лишь несколько причин для того, чтобы задуматься о духовном образовании. И не только для детей, но и для самих себя – у нас ведь его не было и нет. А ведь может появиться – если мы сейчас об этом задумаемся. Для этого достаточно посмотреть нас себя честно и оценить то, что происходит в мире.
Что мы имеем сейчас?
- Образованным человеком назовут того, кто прочитал Толстого и Достоевского и ни разу в руки не брал ни одно из Священных писаний.
- Практически каждый человек проходит через кризис среднего возраста, когда главный вопрос – кто я и зачем я живу. У многих в это время случаются разные трагические события.
- Если ты получил высшее образование — ты образованный человек! И можешь больше ни одной книги в руки не брать. Таковы наши реалии.
- Даже десять заповедей вам мало кто перечислит, не подглядывая в интернет. Пару-тройку вспомнят – и все.
- Диплом – критерий образованности и профессионализма. Хотя, чтобы получить диплом, необязательно становиться настоящим мастером. Я бы даже сказала диплом из человека мастера не сделает никогда.
- Люди не любят учиться. И радостно прекращают это делать, едва получив корочку. Как будто все самое главное уже сделано. В целом оставляя к обучению достаточно негативное отношение.
- Люди не учатся строить отношения. Потому что не хотят больше учиться. Потому что не знают, что этому надо учиться. Потому что не знают, где этому учиться. И вообще уже поздно.
- Во время обучения люди развивают не самые лучшие свои черты характера – как бы так обмануть, как бы получить оценку, не напрягаясь и не трудясь, у кого бы списать, как бы написать сочинения, не читая книги…
Вот такие последствия того, что мы строим дом своего будущего без фундамента. Без самого главного – духовного образования.
И никогда не бывает поздно этим заняться. Найти ответы на все свои вопросы – для того, чтобы было что ответить ребенку, когда он спросит о том же самом. Дать ему пример собственной жизни и собственного развития, чтобы он мог жить в этом мире более уверенно. Защитить его, насколько это возможно в материальном мире.
Продолжение следует…
Ольга Валяева — valyaeva.ru