Сейчас кого-то наверняка удивлю. Представляете это три разных направления в кулинарии! Индийская кухня далеко не всегда гармонична по аюрведе — как и ведическая. Кроме того, индийская не всегда равно ведическая. Это примерно как у нас с вами — наши предки питались сильно иначе, чем мы сейчас. Многие продукты, которые были традиционными, стали вдруг экзотическими. Например, крапива, конопляная или льняная каша, топленое масло…
И вот когда я вам рассказываю про аюрведу и ее правила, кто-то пишет: «а вот в Индии делают так» или «мой друг индус делает так» или «а у нас в ведическом храме…» или «на курсах ведической кухни или в книге по ведической кулинарии»…. увы и ах.
Разделите. Есть индийская кухня. То, как питаются сейчас индусы. Есть кухня ведическая, как готовят в ведических храмах и последователи ведической культуры. И есть аюрведа. Они в чем-то похожи, но есть много принципиальных различий.
Чем отличаются индийская и ведическая кухни?
Например, индийская кухня может включать в себя:
? куриное мясо
? яйца
? рыбу
? лук
? чеснок
? чёрный и зелёный чай
Очень редко где вы встретите говядину (это больше про мусульманские части страны). Почти не встретите свинины. Но много молочных продуктов — почти в каждом блюде.
Ведическая кухня НЕ содержит:
? любое мясо
? яйца
? рыбу
? лук
? чеснок
? чёрный и зелёный чай
? кофе
И частично ведическая кухня повторяет индийскую — с поправками. Если в первой есть и вегетарианские, и не вегетарианские (и они везде промаркированы зелёной или красной точкой), то ведическая кухня — вегетарианская. Но не веганская. Содержит много молочных продуктов.
Аюрведа: типы и правила питания
И вот тут сложнее. Аюрведа не запрещает никаких продуктов. Она лишь описывает их свойства и даёт рекомендации. Есть продукты, которые она рекомендует к ежедневному употреблению, а есть те, которые не рекомендуется принимать в пищу часто. Есть продукты, которые исключают в первую очередь при наличии хронических заболеваний (например, красное мясо, и не только). Питание аюрведа предлагает строить исходя из конституции человека. И это разумно, ведь мы разные.
Аюрведа — это все-таки медицина, не религиозное течение и не национальное достояние. Она подходит любому человеку, проживающему в любой стране мира, любого возраста и религии.
Ее задача — помочь человеку жить качественной, здоровой жизнью, исходя из его врождённых особенностей и приобретённых проблем. Если кратко. Поэтому кому-то она запретит молочное, а кому-то настоятельно будет рекомендовать.
Теперь про различия аюрведы и индийской и ведической кухонь.
? Проблема в сочетании продуктов. Часто смешивается все так вкусно, но…
? Нагревание сыра. Бедный панир, его и тут и там греют, жарят, запекают. И это очень вкусно! Но с точки зрения аюрведы… Ну вы поняли. А какой вкусный чиз-наан! Хлеб в специальной печи с сыром.
? Сюда же добавление сливок и йогуртов в разные блюда. Это вкусно. Очень. Но.
? Использование специй так же отличается. Аюрведа — это когда есть все шесть вкусов, но нет перебора, например, с острым. И не все специи универсальны.
? Использование разных продуктов. Не так много продуктов универсальных, подходящих всем.
Но сегодня есть четкая ассоциация, что все эти три кухни – одно и то же. Я вас умоляю. Когда мы ездили в клинику в Индию на лечение, то 28 дней ходили в аюрведический ресторан мимо обычного и обливались слезами. Потому как в обычном — и остренько, и хлеб с сыром, и наши любимые масалы, в том числе с паниром и сливками. А наверху — грустно, более однообразно, более пресно, никаких тебе овощей в кляре и лепёшек из белой муки, да и молочного минимум – оно ведь мало с чем смешивается…
Поэтому я вас призываю — отделять. Отделять Индию и ее современные пристрастия (тем более, что Индия сегодня это примерно пополам индуистов и мусульман), отделять ведические рецепты и аюрведу. Все это имеет место быть, все это прекрасно. Но цели разные, все-таки разные. Это можно объединить — и готовить чудесные блюда по аюрведе, убрав продукты насилия и невежества, используя интересные индийские рецепты.
На одни и те же блюда вы встретите как минимум три разных взгляда. Например, в Индии во многих местах вам приготовят чай-масала из специй на основе чёрного чая, но если вы посетите храм, то вам сделают такой же чай, но уже без самого чая, только на основе специй.
А если вы приедете в клинику, то будет три вида чая из специй — по дошам. Кому-то чай Вата, кому-то — Питта, кому-то Капха.
Когда мы впервые приехали в Индию, я сильно удивилась, увидев на шведском столе курицу и рыбу. Мне-то казалось, что индусы все-все-все поголовно вегетарианцы. А оказалось, что мусульман и индуистов в Индии почти поровну. И есть ещё много христиан, буддистов, джайнистов и так далее. У всех свои ценности и принципы. И питание, соответственно, тоже.
Я также, как и вы, долго думала, что ведическая кухня составлена по рецептам аюрведы. Это было бы логично. Но это не так, увы. И многие люди, изучающие ведическое знание, зарабатывают проблемы со здоровьем, не зная основ аюрведы. В большей степени из-за неправильного употребления молочных продуктов.
Конечно, индийская кухня — очень вкусная, очень много блюд в ней, которые наверняка вам понравятся и пойдут на пользу. У нас в ней огромное количество любимых, совсем не аюрведических деликатесов. Но увы и ах, для постоянного применения некоторые из них не подходят.
Есть принципы и блюда, которые пересекаются во всех трёх кухнях, и вы можете их найти, хоть их не так много. И в целом, это повод изучать глубже первоисточники. Аюрведа — огромный пласт ведического знания, который незаслуженно обошли вниманием. Пока что обошли, но она уже завоевывает популярность!