Продолжение цикла статей о школе.
Первая статья – «Почему наши дети не ходят в школу»
- Школа это обязательно
Для чего обязательно? Для кого? Нашему старшему сыну девять, мы никуда не прикреплены, ничего не сдаем и не испытываем на эту тему угрызений совести. Мы не сдаем зачеты и экзамены, не выслушиваем о своем ребенке «правду» от учителей. И ребенку, и нам это только на благо.
- Школа это образование
Школьный аттестат не делает человека образованным. Просто посмотрите, как пишут люди даже с высшим образованием, сколько ошибок они допускают даже в простых словах. Сколько из них с умным видом не могут умножить 6 на 9, и достают для этого калькулятор. Сколько людей совсем не ориентируются на глобусе и считают, что Бутан – это где-то в Африке, а Колумбия – недалеко от Португалии? Сколько людей говорят «кофе холодное», «один туфель», и «евро нестабильное». Сколько книг читает в среднем образованный человек в год и за всю жизнь, кроме школьной программы, которую он чаще всего прочитал в кратком изложении? Может ли образованный человек говорить на другом языке? И может ли он сам чему-то научиться? И знает ли он хоть что-то о самом себе?
Это не показатель? Хорошо. Может ли современный образованный человек ясно мыслить и мысли излагать и озвучивать? Почему-то я все больше встречаю слов-паразитов даже в простых предложениях, все больше молодых людей используют мат для связи слов в предложении – и что страшно, даже девушки. А это образованные по меркам нашего общества люди. С дипломами!
- Школа развивает таланты.
Да ладно. Вы сами в это верите? Я отучилась в школе 10 лет. И никаких талантов во мне школа не раскрыла и не смогла развить. Например, я всегда любила рисовать. Но рисую я исключительно лица людей. Крупным планом. Мне это нравится, меня это вдохновляет, и получалось достаточно неплохо и раньше, лет с десяти.
И на уроках ИЗО именно их я всегда и рисовала, даже когда просили рисовать яблоки. Что можно было бы сделать? Можно было бы ребенку показать, как делать это еще красивее, дать почитать какие-то книги о технике рисования именно лиц, показать примеры перехода света и тени. Но вместо этого каждый раз, когда я вместо яблока сдавала портрет, мне ставили «тройку». Очень ли это вдохновляло продолжать рисовать? А ведь ИЗО в школе у меня было лет пять или шесть!
То же самое с любым творчеством – танцы, пение, приготовление еды, музыка, красота. Единственное, в чем можно «продвинуться» — так это организаторские способности. Есть масса людей, которыми можно руководить. Но есть существенное «но» — в школе нас не научат управлять людьми с любовью, только строить и командовать. Увы.
- Школа дает знания
Почему-то далеко не всем. А только тем, кто хочет их получить. Всем остальным она их впихивает, впихивает, впихивает. А потом просто выдает бумажку о том, что десять лет пыталась, но как получилось – извините. Да и где знания школа берет? В книгах? Так книгу можно прочитать и вне школы, и даже интереснее будет, не из-под палки, в своем темпе и режиме. А корочка у всех одинаковая, программа одна и та же. И статус «образованного человека» тоже один на всех.
- В школе оцениваются знания
Нет. Оценивается что угодно, но только не знания. Как хорошо ты сидел, как ты зубрил, как часто делал домашнее задание, какие отношения у тебя с учителем, как ты подстроился под систему.
Недавно встретила одну девушку, которая закончила филологический класс с золотой медалью. И эта девушка пишет, совершенно этого не стесняясь: «Она пошла учиТСя» и «Он молиТЬСя». Золотая медаль есть, а знание русского языка? У меня тоже бывают ошибки, каюсь, только я-то училась в математическом классе.
В школе неважно, насколько ты что-то знаешь или понимаешь, важно – получить хорошую оценку.
А уж как ты это сделаешь – вариантов много. И изучать предмет совсем необязательно. Особенно с нынешними ЕГЭ.
- Школа дает социализацию
Вопрос в том, что именно считать социализацией. Сбор людей, чуждых друг другу по интересам, собранных по возрасту вместе? Или умение выживать в любых условиях, даже если вокруг тебя те, кто тебе совсем неинтересны?
С такой социализацией мы только научим детей быть как все. Делать вид, что тебе нравится то же самое что и всем другим. Притворяться, общаться с кем попало, терпеть издевки и критику, подавлять свою природу.
- Школа готовит к институту
Например, когда я готовилась к поступлению в ВУЗ, целый год я занималась с репетиторами по русскому, литературе, математике и биологии. Целый год! Мы изучали все с самого начала, более того я заново прочитала основные произведения школьной программы полностью. И разобрала всю биологию – за несколько лет школы. За год параллельно к обучению в самой школе и подготовку к выпускным экзаменам.
И оказалось, что поступить просто так из школы в институт невозможно. Там сдается совсем другая математика. Даже не такая как в математическом классе хорошей школы. То есть десять лет в школе занимаешься вообще непонятно чем, а потом за год – всего за год – можно подготовиться к экзаменам.
- Школа дает систему знаний
Но никакой системы там нет. Знания кусочные, оторваны отовсюду. В них нет цельной картины мира, нет и взаимосвязей. Как будто химия существует отдельно от физики и биологии, а математика никак не связана с астрономией.
Целостная система учит мыслить, глубже понимать. Школа учит зубрить оторванные факты и правильно отвечать на вопросы.
- Школа делает из нас людей, приспособленных в жизни
Но думали ли вы о том, что она нас и калечит? И неизвестно чего больше. Да, вы узнаете законы толпы, научитесь подстраиваться и быть как все. И что? Сделает ли это вас счастливее? На работу может и устроитесь, бороться в мире с другими сможете. Но какой ценой! Сможете ли вы сохранить себя, свои ценности и свои таланты? Сможете ли сохранить свою самооценку и не считать себя хуже других, если у вас другие ценности?
- Школа дает возможность лучше устроиться в жизни.
А вот тут очень интересно, что очень многие успешные сегодня люди школу не закончили, даже среднюю. Например, тот же Ричард Брэнсон. А что бы было с ним, если бы он закончил институт? Мыслил бы он так же широко?
Школьное образование не гарантирует успеха, оно не гарантирует вам и того, что у вас будет работа.
Я знаю много безработных с отличным образованием – и много специалистов без образования (как минимум высшего). Оно гарантирует лишь то, что минимум 10 лет своей жизни вы проведете в школе. И все.
- В школе весело. Подруги, друзья, вечеринки.
А что, вне школы все это невозможно? Насколько я помню свое детство, то бегать под дождем в резиновых сапогах с друзьями было гораздо интереснее, чем переписывать на чистовик примеры по несколько часов кряду. И да, среди моих друзей давно уже нет тех, с кем я училась в школе. Мы были лишь случайными попутчиками с разными ценностями. А во дворе у меня случались очень важные встречи, там же завязывалась и совсем другая дружба. Потому что это не был искусственный отбор людей, из которых нужно выбрать хоть кого-то для отношений. Во дворе мы сами находили себе близких по духу.
И таких верований у нас в голове много. Словно мы сами себе и своим детям все время пытаемся объяснить, зачем это нужно. Как лягушка, которую варят, пытается себя убедить, что вода лишь чуточку потеплела, и плавать в ней стало только приятнее.
Вообще да, можно сказать, что мне не повезло, у меня негативный школьный опыт – хотя он вполне обычный. Меня в школе не били (разве что разок), откровенным изгоем я не была, проблем с успеваемостью не было. Только вот и пользы особой я не вижу.
А еще я знаю многих, кому от нахождения в этой системе стало хуже. У кого развились разные заболевания – начиная от неврозов до эпилепсии. И я знаю, что в концу школы из 90 процентов более менее здоровых детей такими же здоровыми остаются не более 20 процентов.
Слышу постоянно разные истории, местами похожие на фильмы ужасов. Про учительниц, бьющих детей указками, линейками, книгами – по рукам, голове, лицу. Про одноклассников, издевающихся разными способами, вплоть до смывания твоих личных вещей в унитаз. Про то, как люди в школьные годы от самих себя отказываются, а потом найти себя не могут. Про комплексы относительно внешности, фигуры, привитые именно в школьных стенах. Так ли это безобидно?
Обычный школьник сейчас проводит в школе в среднем 5-6 часов, и это без продленки, с продленкой все 8-9. Многие школьники учатся и в субботу. С родителями школьник общается, дай Бог, час-полтора в день. И какое это общение? «Уроки сделал? Дай отдохнуть! Я тоже устала!».
Кто же тогда на самом деле воспитывает наших детей и каким образом? Это явно делаем не мы, и даже не учителя. А кто тогда? Среда таких же личностно-незрелых одноклассников, не имеющих внутри стержня и правильных ценностей. И кем тогда наш ребенок вырастет? Вопрос риторический.
Да, кому-то повезет, попадется хорошая учительница, приличные одноклассники и хорошая школа. Но даже в этом случае – будет ли все это безобидно и правильно?
Продолжение следует…