Статья открывает цикл статей о школе.
Чаще всего мне задают один и тот же вопрос – почему ваши дети не ходят в школу? Как так можно вообще? Ездите туда-сюда, а дети без образования? Я не люблю спорить, и не думаю, что наш образ жизни и мысли подойдет всем. Но все же есть те, кому это может быть полезно.
Система наших школ безнадежно устарела. Они давно уже не похожи на то индивидуальное образование, которое мальчики получали в доме своего учителя – с глаза на глаз, из сердца в сердце. Где они учились и самообслуживанию, и служению. И да, такое образование было только для мальчиков, и местами оно давалось непросто.
Сейчас это просто какое-то помещение, где собираются разные дети, формируя классы по возрасту, и учатся разным вещам несколько часов в день. Индивидуального здесь уже мало. Контакта с учителем – из сердца в сердце тоже нет (учителя-то какие нынче, разве их сердца открыты, чтобы отдавать?). Самообслуживания и самообеспечения тоже нет. Зато есть законы толпы, законы улицы.
С чего это все началось в том виде, в котором знакомо нам? Когда-то в деревню к необразованным детям с такими же необразованными родителями приезжал учитель из города. Образованный. Ему было что дать этим детям, ответить на те их вопросы, на которые родители не могли или не умели. Научить их писать и читать, ведь мама и папа этого не знают. А в семьях образованных родителей учителя по нужным предметам приходили к ребенку домой. И предметы выбирались индивидуально.
Что же сейчас? Мы сами могли бы научить наших детей всему тому, чему учат их в школе. И даже большему. Потому как могли бы сохранить контакт из сердца в сердце. Мы могли бы давать им образование индивидуально и более глубоко там, где это нужно. Но – не делаем, и продолжаем отводить их в школу. Считая это необходимым и правильным.
Надеюсь, эта статья заставит вас задуматься и изменить систему образования детей – если не кардинально, то хотя бы более внимательно отнестись к этому.
Давайте подумаем, для чего школа нужна на самом деле? Что она реально дает?
1. Освободить родителей, а точнее матерей
Чтобы они шли и работали, а не сидели дома, занимаясь «ерундой». Да и сами матери очень хотят снова вдохнуть «свободной» жизни и радостно отдают детей в школу, как в камеру хранения. На весь день, с ощущением, что ребенку там лучше, что он занят полезными вещами.
Школа настолько обязательна в наших головах, что даже мысли не возникнет туда ребенка не водить.
От садика еще можно отказаться. Но школа – это святое, туда обязательно нужно. Поэтому мы ищем хорошую и десять лет готовы с ребенком мучиться ради аттестата. Говорят, что он символизирует зрелость. Но так ли это на самом деле?
Как мне однажды сказала одна мама: «Как это дети не ходят в школу? А маме-то жить когда?». А я живу все это время, вместе с детьми. И считаю, что живу гораздо интереснее, чем если бы ходила на работу.
- Дать детям других детей.
Во многих семьях сейчас 1-2 ребенка. Да и то они все время в разных местах – кто-то школе, кто-то в садике. И даже укладываются спать они отдельно – кого-то мама уложит, кого-то папа.
Конечно же в таких условиях общения ребенку не хватает, и он обрушивается как лавина на голову своих родителей. Хотите – не хотите – а слушайте. Или найдите ему другие уши. Например, в школе.
Школа – это самый простой способ «дать ребенку общение» — просто собрать много детей в одном месте – и пусть они общаются. Пусть сами установят правила внутри, сами в этом во всем варятся. И неважно, хочет ли сам ребенок такого общения. Это «полезно» — в первую очередь для родителей.
- Привить человеку очень полезные навыки .
Например, сидеть на одном месте, слушать то, что неинтересно, делать то, что не хочется, не задавать лишних вопросов, притворяться, ходить строем, есть по расписанию и то, что едят все. В общественном смысле очень полезные навыки. Люди, которые ходят строем и узко стандартно мыслят обществу выгоднее, чем те, кто хочет во всем дойти до самой сути.
Дети, которые вне системы, часто неудобны. Особенно родителям. Уже не откажешь ребенку в каком-то занятии только потому, что он не сделал уроки (а ведь такая хорошая отговорка – и всегда работало!). А еще с ними не работает система приказов и распоряжений – они всегда спросят: «А зачем?????». И будь добра, найди ответ.
- Переложить ответственность на кого-то другого
О том, что школа детей портит, знают все. Там они и ругаться научатся, и курить попробуют и вообще. Отдашь туда в семь лет милого и славного малыша, а через десять лет получаешь ершистого подростка, которому ничего не надо, кроме игрушек в телефоне и баночки пива. Кто виноват? Школа! Это она ребенка испортила!
Хотя единственные люди, реально ответственные за развитие ребенка – это родители.
Но как же это не хочется признавать! И даже то, что с ребёнком сделала школа, — это тоже наша ответственность. Ведь именно мы его туда отдали.
- Социальное соревнование – «кто лучше использовал ребенка»
Кажется, что в роддомах всем выдают маленький полуфабрикат, из которого можно что-то лепить, его как-то развивать. И потом, конечно, гордиться. «Мой сын закончил МГУ», « А у моего пятерка и шестерка по физике», «А моя дочь знает шесть языков». Мы мерим свою успешность успехами детей. Причем теми успехами, которые вписываются в общественные представления и за которые дают награды. Например, если девочка просто красиво танцует, но нигде не побеждает, этим гордиться не получится. Поэтому – либо награды давай, либо с танцами завязывай.
Думающих родителей все больше, но такая ориентация в нас пока еще очень сильна. Мы воспринимаем детей как часть себя, и значит, эту часть нужно «довести до ума», чтобы ей можно было гордиться.
Но в головах у нас «полезностей» больше; большая часть из которых — мифы. То есть то, что действительности не соответствует.
Продолжение следует…