Приобщение детей к духовной жизни

Ольга Валяева - Приобщение детей к духовной жизниЯ часто говорю о том, как важно с детства говорить с детьми о Боге, прививать им духовное знание. Но бывают очень усердные в этом родители, чересчур. Вера — очень тонкая штука, так легко поломать что-то внутри у ребёнка и внушить отвращение.

Наша задача — детей заинтересовать, воодушевить, а не задавить все-таки. Я знаю случаи, когда дети из очень религиозных семей становятся атеистами — хороший пример этому из современности Брэд Питт, а ещё можно вспомнить Сталина, которого мама отправила учиться в семинарию (что было дальше, мы знаем). Знаю, как детей Богом с детства запугивают, заставляют совершать множество ритуалов вне зависимости от желания или нежелания самого ребёнка. Приведёт ли это к чему-то хорошему?

Иной раз мы забываем, что главное — ненавязчивость и собственный пример. И начинаем детей муштровать, заставлять, не пытаясь даже заинтересовать и ответить на их вопросы. А вопросы они задают нелёгкие. Матвей в пять лет уже спрашивает, почему Бог некоторым людям не даёт ручки и ножки, почему у некоторых детей нет родителей, почему люди едят животных, куда деваются умершие люди и так далее. Вопросы неудобные, глубоко на них ответить не выйдет — не поймёт пока ещё, но и отмахнуться тоже не выйдет. Приходится и слова выбирать, и образы.

Помню и мальчика, который кричал на бабушку: «Ну и где твой Бог? Почему мой кот умер? Нет никакого Бога!». И бабушка не могла найти, что ему сказать. Ведь мы и сами себе иной раз объяснить не можем, где Бог и в чем он проявляется, если дети болеют, умирают, хорошие люди постоянно испытывают нужду, а разные непорядочные товарищи — живут лучше всех. Мы сами не обладаем достаточным знанием и пониманием, поэтому и детям объяснить не можем. Вариант «ты просто верь» не работает. Или работает очень недолго.

Пока я сама себе уверенно не могу ответить на вопросы:

  • кто я?
  • кто такой Бог?
  • какие у нас отношения?
  • каковы законы этого мира?
  • в чем мой долг?
  • в чем смысл ритуалов и правил?
  • и зачем все это нужно?

Пока у меня внутри нет четкой и ясной картины реальности, основанной на духовной платформе, я в этом месте своим детям дать не смогу ничего, даже если буду заставлять их кланяться и молиться.

Если же родители обладают мудростью, чуткостью и способны научить детей видеть Бога во всем, научить жить по совести и дать им духовное знание в доступной форме — это ли не главный подарок для них?

В нашей семье мы стараемся детей не заставлять и не мучить предписаниями, правилами. Помню, на фестивале «Благость», во время экадаши (день, когда держат пост на зернобобовые) сижу с мальчишками в кафе. Так как еда для них в основной столовой непривычная, они её игнорировали. А вот в кафе радостно ели вегетарианские сосиски в тесте, бутерброды, пиццы и многое другое. Конечно, по большей части мучное. Так вот, в экадаши обед для детей прошёл мимо, и мы пошли в кафе. Взяли обычный набор сыра и пиццы, сидим. Они едят, я пью воду. И тут подбегает женщина: «Вы что делаете! Сегодня же экадаши!»

Матвей аж встрепенулся — мол, мама, мы преступление какое-то совершили? А я спокойно ей говорю: «Да, сегодня экадаши, а они — дети». И продолжаем свою трапезу. Место, время, обстоятельства. И без фанатизма.

Если сейчас у меня нет возможности готовить им то, что они любят, почему я должна морить их голодом ради идеи? Тем более, что до 7-8 лет дети могут и не поститься в этот день, для них ничего не изменится. Пост, как и все остальное, должен быть их личной инициативой, с пониманием зачем им это надо.

Иной раз наши дети не хотят идти в храм. Ну всякое бывает — нет настроения, заняты другим. Можно заставить насильно. Можно подкупить. Можно договориться. А можно и не идти вовсе. Мы с мужем часто ходим по очереди, по одному. Или частями. Потому что не всем детям это по душе прямо сейчас. В краткосрочной перспективе можно и заставить. А в долгосрочной — какие плоды это принесёт?

Помню, одна девочка рассказывала, как жутко боялась причастия в детстве, куда её носила бабушка. Священник был грозным, люди напряженными, ей было совсем не вкусно, не интересно, она не понимала зачем это надо. Просто надо и все. Плакала, просила оставить её дома, но бабушка её не слушала. Потом спасибо скажешь. До сих пор она на причастие не ходит. Ей становится в этот момент нехорошо. Все что угодно, только не это.

Или другие истории, которые девочки рассказывали в моем Инстаграмм:

«Мне всё детство религиозная мама твердила: » Где твой страх Божий?!», «У тебя что, страха Божьего нет?!». Теперь очень тяжело поверить в то, что с Богом могут быть какие-то тёплые, дружеские отношения, потому что у меня есть страх (естественно, столько лет же пугали им) и постоянное опасение наказания за все мои прегрешения».

«Меня в детстве крестили, даже и не знаю зачем, семья не слишком религиозная и духовная. А лет в 9 у меня случился инцидент в церкви, так я до сих пор с опаской туда захожу, только если при мне платок, юбка в пол, всё прикрыто и вспомнила, как правильно креститься (как раз из-за того, что я не той рукой крестилась, меня чуть анафеме моя тётя не придала). Сейчас с мужем практикуем вайшнавизм, но родителям моим не говорим, а то точно анафемы не избежать».

«Мама ударилась в веру (по-другому не скажешь), когда они разводились с отцом, и ей нужно было хоть какой-то утешение.

Мама отбила у нас с братом желание ходить в церковь, просто напрочь, т.к. заставляла и молиться, и поститься, чуть что кричала, какие мы грешники и попадем в ад.

В итоге, съехав от мамы в 19 лет, был период моего загула, я не постилась и не молилась, вела очень распутный образ жизни, как будто маме в отместку, в церковь ходила только к звону (я звонарем была), просто потому, что любила колокола, позвоню и уйду. Так достаточно долго продолжалось, и лишь 3 года назад (мне было 24) я переехала в другой город к отцу и заново стала познавать Бога, молиться уже не из-под палки, а сама, ходить на исповедь и причастие (особенно когда была беременной, я чувствовала, как малышке внутри комфортно на службах).

Дочку мы покрестили в 2 месяца, в церкви ей нравится, ходим не каждые выходные, но теперь службы в радость. Верить нельзя заставлять, Веру нужно дарить с любовью!».

Мы стараемся найти то, что им понравится, заинтересовать их через то, что для них близко. Это бывает непросто, но того стоит. И даже в паломничествах учитываем их интересы и потребности, корректируя собственные амбиции и желания. Хотя так хочется и туда, и сюда, и такую аскезу, и такое благословение. Но вовремя себя останавливаем.

Главное в любой религии — это развить любовь к Богу. Именно это, а не исполнение миллионов ритуалов, правил и всего остального. Ритуалы без любви внутри – не имеют смысла. Если держать это в голове — будет проще. По отношению и к детям, и к самим себе.

Когда у нас дети появляются, а мы все такие духовно развитые, то можем попасть в ловушку. Нам может показаться, что дети нам мешают, мы можем искать способы их куда-то деть, чтобы не мешали, злиться на них, если они не вовремя просыпаются, засыпают, плачут. Если они не хотят ходить на лекции и орут там. Если им неинтересно там, где интересно нам. Иной раз дети таких верующих растут как трава, пока родители усиленно пытаются «прогрессировать». Но в чем тут прогресс? Бог дал тебе человечка, чтобы ты о нем заботилась, он в тебе нуждается, а для тебя книжки важнее и ритуалы? Что в этом духовного?

Станут ли такие дети духовно развитыми? Ведь родители-то «прогрессировали»? Или возненавидят все то, ради чего их в детские годы бросали, игнорировали и ругали?

Иной раз наши дети не дают и свободной минутки на то, чтобы книгу почитать или молитву. Иногда это даже раздражает, ведь у меня есть и другие обязанности! В этом случае я вспоминаю слова одной хорошей женщины:

«Служение детям с любовью — это и есть служение Богу. Они как маленькие божества, в которых нужно многое вложить, но и Господь это служение принимает на свой счёт.»

В этом месте мне сразу становится легче. Намного. Пока дети маленькие, многое в нашей личной практике может меняться. Главное, чтобы оставалась любовь. И к детям, и к Господу.

По моему личному убеждению, и веру за ребёнка выбирать не стоит. Потому что когда он вырастет, он может захотеть сделать иной выбор. И кстати, изначально крестили только взрослых людей, которые сами этого хотели. Вспомним и во сколько крестился сам Иисус. Тогда и верующие были настоящие, а не номинальные. Они осознанно выбирали свой путь и соглашались с его ограничениями и ритуалами.

Есть разные очистительные ритуалы во всех религиях для детей, но не стоит считать, что ребёнок и впредь должен идти туда же и так же. Хотя тут, конечно, каждый из родителей решает сам. Можно крестить и детей, главное не думать, что после этого они обязательно будут христианами.

В современном мире все чаще люди выбирают веру сердцем, а не опытом родителей. Все больше семей с разными религиями внутри. Папа мусульманин, мама христианка, а дети в итоге могут стать вообще буддистами или вайшнавами.

Если же у родителей есть сектантское настроение — только наша вера и никаких гвоздей, у ребёнка обычно выбора два — стать атеистом или порвать отношения с родителями. Таких примеров много.

И многие боятся родителям о своём выборе рассказать, поделиться, потому что встретить могут только агрессию. А это очень больно — когда близкие люди всячески мешают тебе идти туда, куда зовёт сердце. Таким фанатичным настроем мы не укрепляем духовный путь наших детей, а разрушаем его.

Совсем иначе строятся отношения, когда мама и папа никого не заставляют, но сами активно куда-то идут, двигаются, стремятся. Если они при этом счастливы и детей не мучают «духовностью» — дети сами захотят узнать и понять, как и что.  Им становится это интересно, они так же хотят стать частью этого, важного для папы и мамы, светлого и чистого. Особенно если детей в семье любят, не считают обузами. В конце концов, все святые и глубоко верующие люди пришли именно из семей, они тоже были чьими-то детьми.

И я знаю примеры таких семей — когда ребёнок духовно продвигается только потому, что родители сами посвятили свою жизнь Богу. Он смотрит на то, как горят их глаза, получает много любви и заботы, видит их по-настоящему счастливыми даже в трудностях, слушает с радостью наполненные смыслом рассказы и истории, и ему хочется тоже быть таким же счастливым.

Только так — своим примером и без насилия — можно ребенка приобщить к высокому. Иного пути нет. И за родителей это никто не сделает. Только разве что ребёнок сам вырастет без знаний о Боге и однажды ему повезёт, что он это знание встретит и заинтересуется. А если нет? Стоит ли на это делать ставку и можно ли так рисковать?

Ольга Валяева — valyaeva.ru

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмитe Система Orphus