В Бхагавад-Гите рассказывается о том, как устроена наша личность.
Комментарий от 6.24
«В Ведах (Катха-упанишад, 1.3.3–4) сказано:
тм — на — ратхина — виддхи
— арӣра — ратхам эва ча
буддхи — ту с — ратхи — виддхи
мана — праграхам эва ча
индрий — — и хай — н — хур
вишай — — с тешу го-чар — н
— тмендрийа-мано-йукта —
бхоктетй — хур манӣши — а —
«Индивидуальная душа сидит на колеснице материального тела, которой управляет возница-разум. Ум — это вожжи в руках возницы, а чувства — лошади. Под воздействием ума и чувств живое существо то радуется, то страдает. Так утверждают великие мудрецы». Разум создан для того, чтобы руководить умом, но ум столь силен и упрям, что нередко берет верх даже над разумом, подобно тому как острая инфекция иногда оказывается сильнее самых сильных лекарств.»
Личность представлена таким образом. Перед нами колесница, в которую запряжено пять лошадей. Лошади – это наши органы чувств. Зрение, запах, слух, тактичные ощущения и вкус. Каждую секунду они соприкасаются с этим миром, получая очень много информации о нем. Именно через них мы этот мир и познаем – через них мы его видим, слышим, нюхаем, ощущаем вкус и так далее.
Эту информацию обрабатываем наш ум, как оперативная память компьютера. Принимает сигналы от каждой лошади, обрабатывает ее и принимает решение. Ум работает в двух положениях: «нравится-не нравится». Он либо принимает, либо отвергает. Смотрит, трогает, нюхает и выдает вердикт – приятно это или нет, нравится или нет. Если мы живем с вами на платформе ума, то руководствуемся принципом – не нравится, не надо. Едим только то, что нам приятно, слушаем только то, что приятно. А в нашей колеснице ямщик спит, ничем не занятый, и лошади несут нас туда, куда им хочется.
Представляете, если бы люди вот так садились в повозку и позволяли лошадям выбирать маршрут? Куда бы в итоге доехали и доехали бы вообще?
Ямщик – это тот, кто представляет, куда нам надо и как туда попасть. Поэтому он управляет лошадьми, то натягивая вожжи, то ослабляя их. Лошадям, может быть, и не хочется идти по этой дороге, в горку, но выбора у них нет, ими руководит извозчик. Тогда в нашей жизни кроме слова «приятно», появляется еще и «полезно». И вот мы по утрам едим не мороженое, а кашу, спать ложимся не тогда, когда на ногах уже не стоим, а вовремя, просыпаемся тогда, когда нам это нужно и так далее.
Чтобы повозка добралась до места, необходимо, чтобы ямщик был сильным, а то пять лошадей – это не хухры-мухры. Он должен иметь возможность остановить коней, повернуть туда, куда надо и заставить их делать то, что они не хотят. Например, выпить горькое лекарство. Или отказаться от сладкого тортика на ночь.
А мы? Мы с вами пассажиры этой колесницы. Душа с этим миром не соприкасается, потому что ее природа нематериальна. Наша с вами задача помочь извозчику стать сильнее, чтобы он довез нас в пункт назначения, туда, куда нам надо.
Но есть еще кое-что. Ложное Эго, которое обволакивает душу, заставляя ее верить, что именно она живет и действует в этом мире. Ложное Эго – наш эгоизм, наше «я, мне, мое», наше стремление наслаждаться этим миром и получать все плоды. Именно Ложное Эго внушает нам, что мы – это тело, а значит, мы однажды умрем.
Ложное Эго отрезает нас и от Господа, внушая, что нет никого выше нас, мы сами хозяева всей своей судьбы и никто нам не указ.
Ложное Эго, которое заставляет живое существо отождествлять себя со своим телом и считать себя собственником всего, что связано с телом, называют майей.
Когда живое существо забывает о том, что является вечным слугой Господа, и вместо того, чтобы служить Ему, хочет наслаждаться, удовлетворяя собственные чувства, оно оказывается в плену майи. Господь милостиво позволяет нам наслаждаться материальным миром, но рано или поздно нас постигает разочарование, и чувственные удовольствия начинают вызывать у нас отвращение. Если такой разочаровавшийся человек припадает к лотосным стопам Всевышнего и отдает себя на Его волю, Господь милостиво освобождает его из материального плена.
/ШБ 3.25.10/
В «Бхагавад-гите» объясняется, что пять стихий — земля, вода, огонь, воздух и эфир — составляют грубую материальную энергию Абсолютной Истины и что помимо этого существуют три тонкие энергии: ум, разум и ложное эго, или ложное самоотождествление с материей. Таким образом, материальный мир состоит из восьми низших энергий. Далее в «Бхагавад-гите» говорится, что низшая энергия, майя, настолько сильна, что живое существо (джива-бхута), хотя и не является ее частью, под ее влиянием забывает о своем истинном положении и отождествляет себя с этой низшей энергией. Кришна ясно говорит, что помимо материальной энергии существует энергия высшая — джива-бхуты, живые существа. Соприкасаясь с материальной энергией, эта высшая энергия приводит в движение весь проявленный материальный мир. /ЧЧ Ади 7.118/
Бхагавад Гита 2.71 «Кто не идет на поводу у чувств, не привязан к миру предметов, не отождествляет себя с телесной оболочкой и не имеет чувства собственности, тот обретает подлинное умиротворение.» Бхагавад Гита 2.72 «Кто хоть на мгновение соприкоснулся с Абсолютной Реальностью, тот больше не бывает обманут соблазнами окружающего мира. Даже на миг, прикоснувшись к Абсолютной Реальности, сознание пребудет там вечно.»
«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы» /БГ 3.27/
Когда душа попадает под влияние чар материальной природы и ложного эго, она, отождествляя себя с телом, целиком отдается материальной деятельности и под влиянием ложного эго начинает считать, что ей принадлежат все плоды ее труда. /ШБ 3.27.2/
Под влиянием ложного эго живое существо до конца своих дней сохраняет желание наслаждаться материальным миром, и, когда оно лишается этой возможности, его охватывает тоска. /ШБ 4.28.17/
«Гордость порожденная образованием, гордость порожденная богатством, гордость порожденная аскезами происходит из ложного эго, которое является источником всего неблагоприятного. /Чайтанья-Бхагавата, 6.168-170/
Основная функция ложного эго — укоренять безбожие. Деятельность человека, который забыл, что по своей природе является вечно подчиненной неотъемлемой частицей Верховной Личности Бога, и пытается обрести счастье независимо от Господа, развивается в основном в двух направлениях. Сначала он пытается добиться успеха в кармической деятельности в надежде обрести личное благополучие или чувственные удовольствия, но, потратив на эти занятия немало времени и отчаявшись найти счастье, человек начинает философствовать и приходит к выводу о том, что равен Богу. /ШБ 3.5.31/
Из-за ложного эго он думает: “Я — ученый, я — философ, я — Рокфеллер, я — бизнесмен, я — свами, я это”. Иногда мы думаем: “Я — бедняк, я — это, я — то”. Нет. Вы — просто инструмент в руках Господа. Это разум. Поэтому вы должны работать в соответствии с желанием Господа. /Шрила Прабхупада.
Ложное эго – это концепция «Я, Мне, Мое». Именно она является причиной постоянной боли и постоянных негативных эмоций.
Если ребенок сломает чужую игрушку, он расстроится? Скорее всего, не очень сильно. А если он сломает или испортит свою? Как сильно он будет переживать? В чем причина? В том, что это его игрушка, он привязан к ней, она воспринимаемся, как часть его самого, и поэтому больно и горько.
Чем сильнее наше Ложное Эго, тем больше боли нам приносит этот мир. Чем выше привязанность к материальным объектам вокруг нас, тем сильнее боль, тем больше ожиданий, обид, претензий, негативных чувств. Тем больше в нас вожделения (мне, мне, мне!), жадности (мне всего и побольше!), зависти (мне тоже надо так!), гнева (почему со мной так?), уныния (мне не везет) и гордыни (я лучше всех). И тем больше боли в нашей жизни. И тут можно бесконечно исцеляться, прощать, отпускать, плакать, кричать. Но все будет возвращаться на круги своя.
Да, важно избавляться от негативных эмоций, которые нами уже накоплены, чтобы не разрушать свое тело и свою душу. Но нам так же важно не накапливать новых, помните? И не накапливать новых означает в большей степени – изменить свое отношение к жизни, к другим людям и к себе. Меньше ожидать от других – в том числе и благодарности. Больше отдавать – бескорыстно.
Мне очень нравится определение слова смирение, которое я однажды услышала. Смирение – не означает думать о себе плохо, смирение означает думать о себе меньше.
Мы слишком скованны Ложным Эго, и нам кажется, что весь этот мир вращается вокруг нас. Что все нас обсуждают, ненавидят, обожают, делают все время что-то нам назло. Помню, когда мы с мужем только начинали встречаться, одна из коллег была очень удивлена. В ее картине мира все мужчины в нашем офисе были безмерно влюблены в нее, иного она даже не могла представить.
Но если понять, что в этом мире каждый думает только о самом себе, а не обо мне, и даже меня он видит лишь через свои проекции и картинки, от мании величия можно быстро избавиться. В этом мире каждый из нас надежно укутан Ложным Эго и до Истинного именно поэтому не добраться.
Если же понять, что в этом мире все принадлежит Богу – все-все-все и только Ему, и что все живые существа – такие же Его частички, как и мы сами, станет намного проще. Бог дал одному своему ребенку такую машину во временное пользование, другому – другую. Какая разница, если в конечном итоге обе машины – Его, и дети тоже оба – Его? Одному Он приготовил такой путь и приключение, другому – другой. Потому что один лучше обучается через боль и страдания, а другой – через успешность в материальном плане. Одному нужно научиться делиться, другому нужно научиться быть благодарным несмотря ни на что. Один проходит испытание бедностью, другой – богатством. Но ни одному из них все это не принадлежит.
Именно Бог дает нам наши таланты, которыми мы гордимся. Но разве они наши? Может быть, именно поэтому многие не могут написать больше одной удачной песни, потому что после Ложное Эго захватывает их, и они пытаются своим талантом сделать себе новый хит?
Именно Богу принадлежит вся наша материальная собственность, которую мы даже не сможем забрать с собой в мир иной. Мы можем только пользоваться ею, пока мы здесь. И то Бог может в любой момент все это забрать, если захочет. Так наши друзья купили квартиру, жили в ней долго и счастливо. И вдруг объявился ее хозяин, который, оказывается, был в местах не столь отдаленных и ничего об этом не знал. Суд встал на его сторону. Ребята остались без денег и без жилья. Так тоже бывает.
Именно Богу принадлежат и наши дети, и наши мужья, и наши родители. Каждый из них – маленькая капелька большого океана, и только океан может распоряжаться ими – решать, кому кем быть, как жить, где жить, с кем, что делать. Господь дал нам своих детей, чтобы мы могли заботиться друг о друге, а не эксплуатировать. Но Ложное Эго затмевает взор – это мой ребенок, значит, он должен стыть инженером и принести мне стакан воды.
Мы все в этом мире живем как в большой компании лизинга.
Берем то и это, пользуемся этим и тем, оплачиваем использование разных вещей, берем на себя риски, но в конечном итоге ничего нам не принадлежит. Даже повозка эта с лошадьми и извозчиком – и та в аренде.
Представляете, как любит нас наш Отец, который готов нам предоставить столько разных «игрушек»! Вот тебе и работка, и машинка, и домик, и семья. Играй, радуйся, учись! Главное, не забывай, что где-то здесь стоит Папа, который заберет тебя домой, как только ты устанешь от всего этого и попросишься на ручки. И представляете, в Писаниях сказано, что для того, чтобы после смерти попасть домой, нужно всего-то позвать в это время искренне и всем сердцем своего Отца Небесного. Вспомнить именно о нем, а не жалеть утраченных машинок и домиков! Но Ложное Эго, которое заполняет всю нашу жизнь, и в этот момент чаще всего берет верх.
И как только мы поймем это, прочувствуем и усвоим, наш мир изменится. Жить станет проще. И сердце исцелится и заполнится настоящей любовью.