В каком-то смысле мы испорчены нашей системой образования. Давайте попробую пояснить. По своим детям я вижу, что ребёнок по природе любопытен, ему интересно учиться, но до разных предметов ему нужно созреть. И сегодня у него может не быть интереса к письму, зато зашкаливает интерес к математике. Ему может быть совершенно неинтересна и непонятна физика сейчас, зато биология может быть фаворитом. Ему сейчас важнее всего может быть тело и спортивное развитие, а через год он сможет проглотить всю домашнюю библиотеку — когда опять же дозреет.
Если ребёнку давать время, чтобы естественным образом появился интерес, то он будет готов изучать все, что ему дают. И даже больше. Заставлять не придётся и нервы портить. Но наша система образования такова, что в определенном возрасте ребёнок должен изучать это и это. Не волнует, готов не готов, дозрел не дозрел, интересно или нет. Тебе 7 — садись — пиши. В 12 будь добр законы физики наизусть.
Например, у меня химия началась в 7 или 8 классе, точно не помню. Но помню, какая это была мука и каторга. Ничего непонятно, неинтересно и неясно, зачем. Мучилась я долго, еле дотягивая до пресловутой четверки, заучивая абракадабру. А в 10 классе меня вдруг «торкнуло», я начала понимать, что мне рассказывали все это время… и я заняла 1 место в школе на олимпиаде по химии.
Или вот в 9 классе по программе было «Преступление и наказание», помню, как еле-его осилила. И ничего не поняла совсем. Но в 11 классе вдруг дозрела и… сошла с ума по Достоевскому и прочитала запоем все, что он написал. А вот к Пушкину весь интерес убили еще в начальной школе, а в средней добили окончательно и привили полную неприязнь, настойчиво впихивая его творчество с первого по одиннадцатый класс по любому поводу и без. И хотя сейчас я понимаю, что слог красивый, стихи красивые, но пересилить себя не могу.
А по математике я шла с опережением, читая тайно учебники следующих классов. Но мне быстро наскучило одно и то же повторять в классе со всеми – в итоге мой интерес к математике сдулся.
В наших школах царит система оценок, поэтому ребёнок часто учится не из интереса, а из страха. То есть ему пока ваши законы тяготения неинтересны, он их не понимает, но учить надо. Поэтому садись, зубри, иначе будет двойка, мама будет ругать и станешь дворником. Родители в этой системе часто становятся не друзьями, а надзирателями. Школа словно делает из нас уже не команду, не союзников, а врагов по разные стороны баррикад. Радости в такой учебе нет, интереса тоже. Поэтому многие люди заканчивают университет и перестают учиться совсем. Хватит этого стресса и кошмара. Я уже образованный человек, все знаю, корочка есть. Перестают читать книги, ходить на семинары. Не хотят изучать ничего нового. И это самое печальное.
Ведь жизнь — это школа, и учиться придётся все равно — по-хорошему или по-плохому.
Можно дождаться пока по башке шарахнет, чтобы начать двигаться. Но двигаться-то в любом случае придётся. А можно играть на опережение — изучать и меняться добровольно, по-хорошему. Это не так страшно и не так больно. Правда, изучать самих себя и то, что связано с собой, бывает и неприятно, и больно, и трудно.
А если наш интерес к обучению любого рода уже убили, и мы привыкли к внешней мотивации? Если мы привыкли, чтобы кто-то стоял рядом с розгами? Как тогда найти в себе силы что-то изменить? Только дождаться пока припрет, когда терять нечего и жить по-старому уже никак.
Почему я говорю, что мы этой системой образования уже испорчены? У нас нет никакой мотивации к познанию себя. Когда мы что-то изучаем, нам нужен кто-то стоящий с розгами рядом. Иначе и не начнём ничего изучать. Как сейчас многие изучают режим дня и представляют по утрам Олега Геннадьевича с сердитым лицом, чтобы быстрее встать. Или нам в марафон пишут иногда, что нужно сделать «злых» кураторов, которые будут всем напоминать, что задание не сделано, браковать отчёты, которые заполнены «не так». Некоторые пытаются меня сделать таким суровым цербером, искренне полагая, что я баню всех, кого увижу в джинсах .
И вроде бы любое развитие нужно в первую очередь нам самим, но мотивации не хватает. Внутри ее нет и непонятно, как это. Мы не можем найти внутри себя свою точку опоры, свой стержень, свою собственную силу, чтобы идти вперёд. Как будто нечто уже сломано и утеряно. Безвозвратно. Мы разучились учиться. Не полюбили этот увлекательный процесс и даже наоборот – возненавидели.
В нашей жизни есть много того, что нам нужно, необходимо, но все это отложено на потом, на другой раз, на когда-нибудь. Так вот и ждёт все то, что нам на самом деле нужно, интересно, что меняет качество жизни. Фигура, состояние здоровья, лицо, языки, таланты, цели, мечты, планы, женские искусства. Это все может подождать. Когда-нибудь потом доберёмся.
Правда, с каждым годом шансов, что доберёмся все меньше.
Научимся ли мы находить мотивацию в самих себе и двигаться вперед, даже если сзади нас никто не пинает? Сможем ли идти вперед, если впереди нет морковки в виде каких-то призов и подарков? Сможем ли осознать, что это только наша жизнь и никто другой за нас все это не сделает? Ведь даже для того, чтобы выиграть в лотерею, нужно поднять попу с дивана и купить билет, верно?